Грибоедов
знаменит как творец одного произведения,
но столь значительна роль его комедии
в истории русской литературы, что уже
одно это произведение обессмертило имя
его автора. За долгие годы комедия не
устарела. И для нас, сегодняшних зрителей,
пьеса осталась живым источником чувств
и размышлений.
Комедия
Грибоедова была написана в годы создания
тайных революционных организаций
декабристов. Борьба декабристов с
многочисленными и сильными противниками
— дворянами-реакционерами, борьба
нового со старым разгоралась все сильнее,
проникая в разные сферы жизни, отражаясь
в искусстве и литературе. Наблюдая эту
борьбу в жизни, являясь ее непосредственным
участником, Грибоедов и показал ее в
своей комедии, причем показал с точки
зрения передового человека своего
времени, близкого по взглядам к
декабристам. Общественная позиция
автора в литературном произведении
всегда играет большую роль. В "Горе
от ума" она проявляется ясно, четко
— ив выборе темы, и в том, какие вопросы
общественного и нравственного характера
автор затрагивает в пьесе и как их
решает, и в том, как он рисует характеры
героев и оценивает их взгляды и
поступки.
"Горе от
ума" — произведение драматическое
и, следовательно, в нем пег речи самого
автора, но нетрудно понять общественную
позицию драматурга. В главном герое
комедии писатель воплотил многие
качества передового человека своей
эпохи.
В небольшом по
объему произведении, где изображен
всего один день в ломе московского
барина Фамусова, драматург затрагивает
многие важнейшие вопросы современности:
о крепостном праве, просвещении и вое
питании, гражданском долге и службе, о
национальной культуре. Острый политический
характер комедии, злободневность в
сочетании с блестящей художественной
формой определили ее необыкновенный
успех.
На первый взгляд
может показаться, что главное в комедии,
в ее сюжете - история любви Чацкого к
Софье. Действительно, эта история
занимает в произведении большое место.
Она вводит зрителя в мир сердечных
переживаний и чувств героев, она придает
особенную живость развитию действия.
Однако главное в комедии - общественная
драма Чацкого. На это указывает и ее
заглавие — "Горе от ума". История
несчастной любви Чацкого к Софье и
история его конфликта с московским
дворянством, тесно переплетаясь,
соединяются в единую линию сюжета пьесы.
В умелом слиянии их проявляется высокое
драматургическое мастерство
Грибоедова.
Движение,
развитие сюжета начинается с первого
появления Чацкого. Непосредственно
перед этим мы впервые слышим о Чацком
от Лизы. "Кто так чувствителен, и
весел, и остер, как Александр Андреич
Чацкий!" — восклицает она и намекает
на его увлечение Софьей. Софья с
раздражением говорит о Чацком, уехавшем
из Москвы три года назад "ума искать",
вспоминает, что "он славно пересмеять
умеет всех". И вот тут-то, когда о нем
только что говорили, в комнату поспешно
входит, почти вбегает Чацкий.
"Чуть
свет — уж на ногах! И я у ваших ног",
— звучат его первые слова. И неподдельная
искренность,, любовь и радость от встречи
слышны в его коротких, стремительных
восклицаниях. Но ведь Софья любит не
его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не
верит в холодность Софьи; он, правда,
немного смущен ее приемом, но счастлив,
оживлен, го-' ворлив, спрашивает о старых
знакомых, подсмеивается над ними. Это,
видимо; раньше забавляло Софью, но сейчас
не находит у нее отклика.
Но
вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой
насмешкой упомянул о Молчалине и, не
подозревая о том, вызвал бурю негодования
в душе Софьи, раз и навсегда восстановил
ее против себя. "Не человек, змея!"
— говорит она в сторону. И как жестоко
она расправится впоследствии с Чацким
за насмешки над Молчалиным!
Все,
что происходит в первых сценах с Чацким,
получит в пьесе свое дальнейшее развитие:
любовь к Софье приведет его к разочарованию,
насмешливое отношение к барской Москве
вырастет в конфликт с обществом.
Во
II действии намеки Фамусова на сватовство
Скалозуба и обморок Софьи из-за падения
Молчалина с лошади ставят Чацкого перед
мучительной загадкой: неужели ей мил
кто-то из этих двоих? И кто же именно?
Может ли быть ее избранником Скалозуб
— олицетворение тупой военщины? А
Молчалин, " жалчайшее созданье", —
неужели он избран ею? Загадку эту Чацкий
должен во что бы то ни стало решить.
Одновременно завязывается глубокий
общественный конфликт. Из спора Чацкого
с Фамусовым становится ясно, что дело
здесь не просто в недовольстве друг
другом — сталкиваются два мировоззрения,
два лагеря.
Итак,
общественный конфликт определился и
требует своего разрешения; любовь
Чацкого к Софье столкнулась с горькой
загадкой, на которую он должен найти
ответ.
В III действии
Софья дает Чацкому ясно понять, что его
не любит, и признается в любви к Молчалину,
а о Скалозубе говорит как о герое не ее
романа. Кажется, все выяснилось — загадка
решена. Но вот беда — Чацкий не верит
Софье. Он понимает, что за "человек
Молчалин, и, ослепленный любовью, не
верит в чувство Софьи. Действительно,
у Чацкого "ум с сердцем не в ладу",
Неверие это укрепляется в Чацком после
его разговора с Молчалиным, в котором
тот совершенно ясно высказывается как
человек безнравственный и делец. Чацкий
продолжает свои резкие выпады против
него. Он все больше раздражает оскорбленную
за Молчалина Софью, и именно она сначала
случайно, а потом и намеренно, в отместку
пускает слух о сумасшествии Чацкого, с
молниеносной быстротой распространившийся
в обществе.
Сплетня
сама по себе заинтересовала людей,
любящих посудачить, и попала на
подготовленную почву. Чацкий к тому
моменту успел вооружить против себя не
только хозяев, но и многих из гостей. С
большим мастерством раскрыты драматургом
причины того, почему все фамусов-ское
общество встало единым фронтом против
Чацкого: оно почувствовало в нем своего
идейного врага, человека, протестующего
против его морали. Так действие достигает
сюжетной вершины, кульминации.
Развязка
наступает в IV действии. Чацкий узнает
о клевете и тут же оказывается свидетелем
сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой.
"Вот наконец решение загадки! —
восклицает Чацкий. — Вот я пожертвован
кому!" Но его ждет последний удар: он
узнает о роли Софьи в клевете на него.
Тут и приходит к нему окончательное
прозрение и разочарование. С огромной
внутренней болью и силой обличения он
произносит свои последние слова, не
щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя,
ни Софью. Оба конфликта приведены к
концу, столкновение с обществом
завершается разрывом, крушение любви
становится очевидным. И ум и любовь
принесли Чацкому одно горе. Он покидает
Москву.
Порок не
наказан и добродетель не торжествует
в комедии (как того требовали правила
классицизма), однако у нас остается
впечатление моральной победы, одержанной
Чацким.
В комедии нет
ничего лишнего: ни одного лишнего лица,
ни одной лишней сцены, ни одного напрасного
штриха. Все эпизодические лица введены
Грибоедовым с определенной целью.
Композиция пьесы очень простая и четкая,
но именно в этой простоте и заключено
новаторство Грибоедова, его смелость
драматурга.