Образ Чацкого
Образ Чацкого
«Горе
от ума» Грибоедова – произведение
удивительное во всех отношениях. Автор
детально изобразил всех персонажей, но
образ Чацкого стал его бессмертным
творением.
Чацкий –
чужой среди своих. Именно поэтому он
становиться в глазах общества, в котором
вырос, сумасшедшим. Заграничные
либеральные идеи начисто вытеснили из
него предрассудки московского общества.
Он оказался абсолютно одиноким среди
своих соотечественников.
Чацкий
- участник двух сюжетных линий, двух
конфликтов. Во-первых, это любовный
треугольник Чацкий – Софья – Молчалин.
Во-вторых, это противостояние Чацкого
и фамусовского общества.
Грибоедов
писал, что в его пьесе «двадцать пять
глупцов на одного здравомыслящего
человека». Но ум Чацкого в фамусовском
обществе не просто бесполезен, он
является бесспорным недостатком. «Да
этакий ли ум семейство осчастливит?» -
говорит Софья о Чацком.
Чацкий
один смотрит на московскую жизнь здраво.
Все герои комедии довольны своим
положением, а Чацкий может его критиковать.
Тем самым он разрушает основу существования
фамусовского общества. Главный герой
высмеивает любовь Софьи к Молчалину.
Поэтому-то у неё и срывается с языка
фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья
сказала это случайно, она рада, что
собеседник понял её в прямом, а не в
переносном смысле:
Готов
он верить!
А, Чацкий!
Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно
ль на себя примерить?
Прототипом
Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное
созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает
замысел автора: показать вольнолюбивого,
целеустремленного и способного возродить
Россию, утонувшую в лести и предрассудках,
человека. Чацкий всеми силами пытается
открыть глаза фамусовскому обществу и
убеждениями, и высмеиванием. Но стена
между такими как Чацкий И Фамусов не
поддается разрушению, поэтому не понятно:
Чацкий ли отвергает общество или общество
Чацкого? Все зависит от личной точки
зрения. Фамусовское общество считает
себя абсолютным победителем, а Чацкий
удаляется не с торжеством, не с видом
побежденного, а с видом человека, который
разочаровался в самом дорогом:
Вон
из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Бегу,
не оглянусь, пойду искать по свету,
Где
оскорбленному есть чувству уголок…
И
Чацкий действительно должен был бежать,
потому что такая жизнь как у Фамусова
и его знакомых губительно, паразитически
действует на сознание человека. Чацкий
осознал, что в такой атмосфере можно
задохнуться:
Вы правы:
из огня тот выйдет невредим,
Кто
с вами день пробыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И в
нем рассудок уцелеет.
Чацкий
стал предшественником романтических
героев: ищущих свободу, отвегнутых (или
отвергающих?) общество. И как ни различны
Печорин у Лермонтова и князь Андрей у
Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий
страдают от нехватки правды и невозможности
найти свободную истину.