А.С.
Грибоедов изначально задумывал положить
в основу историю о противостоянии между
умным и глупцом, которая заканчивается
победой глупца, и назвать свое произведение
«Горе уму». Он не только указал наличие
старой проблемы в новое время, но сделал
ее более яркой, острой и переосмыслил
ее.
«Горе от ума»
связано с Москвой, возникшей после войны
1812 года. Содержание и персонажи комедии
– это эпоха декабристов 1820-х годов. В
ней протест против взяточников,
чиновником, невежества, лжи, крепостного
права.
Грибоедов
любил Родину теплее и нежнее своих
соотечественников, выставлявших напоказ
свой патриотизм. Жизнь, полная подвигов
и опасностей, вовлекла его в ряды войск,
где он избавлялся хотя бы на время от
семейных и светских отношений, среди
которых он задыхался. Александр Сергеевич
записался в полк волонтером, но пока
организовывался этот полк, Наполеон
успел покинуть Россию. Но вместо того,
чтобы вернуться и снова зажить с
Фамусовыми и Загорецкими, он предпочел
всякой чиновничьей карьере кавалерийскую
службу в глухих закоулках Белоруссии.
А. С. Грибоедов всегда отрицал, что
списывал своих героев с реальных лиц,
говоря, что карикатуры он ненавидит. Но
в образе Чацкого отразились многие
черты самого Грибоедова: горячий,
порывистый, независимый, свободолюбивый,
резкий, горячо и искренне любящий свою
Родину.
Когда–то
Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова,
потом дом и где-то скитался три года.
Чацкий является в дом с внезапностью
грома, своим появлением переполошив
всех. Недаром Фамусовым говорит:
- Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину
и возвратившись говорит:
- Когда ж постранствуешь, воротишься
домой,
И дым Отечества
нам сладок и приятен!
Речь его кипит умом и остроумием. У него
есть сердце и он честен. Этот человек
не только умный, но и развитый, и как
говорит о нем горничная Лиза:
- …Кто так чувствителен, и весел, и
остер,
Как Александр
Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово –
вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит
о нем:
- Ах! Злые языки
страшнее пистолета.
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного
экипажа, не заезжая к себе домой. Он
приехал в Москву к Софье, до других ему
нет дела. Чацкий приходит к Софье, целует
ей руку, радуется свиданию, хочет получить
ответные чувства, но не находит их.
Встреча с Софьей приносит разочарование.
Чацкого поражают две особенности: Софья
необыкновенно похорошела и охладела к
нему. Она говорит о нем чуть ли не с
ненавистью:
- Не
человек, змея!
Чацкий
верит в ее любовь, верит так, что не
замечает ее отношения к себе. Но небольшое
прояснение происходит после того, как
Молчалин упал с лошади. Когда это
произошло, Софья вскрикнула:
- Ах! Боже мой! упал, убился!
Чацкий понимает, что Софья его не любит,
но не осознает этого до конца. Он хочет
понять, почему она предпочла подлому,
низкому Молчалину умного и смелого
Чацкого?
Софья на
протяжении всей комедии сторонится
Чацкого, высмеивая его достоинства. Она
не оставляет никаких недомолвок, она
пряма и искренна и, несмотря на все
внимание Чацкого, задает ему вопрос:
- На что вы мне?
Теперь
уже Чацкий не требует от Софьи ответных
чувств, он хочет разобраться в ее
поступках, хочет знать достоинства
Молчалина, которые увидела в нем.
В третьем действии он раньше всех
приезжает на бал, чтобы откровенно
поговорить с Софьей, и задает ей
вопрос:
- Дознаться
мне нельзя ли,
Хоть
и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
После
уклончивого ответа она признается, что
ее отталкивает от Чацкого его непохожесть
на других. Чацкий и сам это понимает:
- И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он
теряет осторожность:
- Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Как только Софья услышала это, снова
замкнулась. Но после этого в ней растет
злобное раздражение…
Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет
понять какие чувства у Молчалина к
Софье. Молчалин хитер, и его единственная
страсть – сделать карьеру. Софья для
него всего лишь способ, чтобы подняться.
Чацкий напрасно недооценивал Молчалина.
Его безмолвие вовсе не глупость. Белинский
писал: «Молчалин дьявольски умен, когда
дело касается его личной выгоды». Даже
Софья в увлечении говорит о нем:
- …Он наконец: уступчив, скромен,
тих.
В лице ни тени
беспокойства,
И на
душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
В ее словах вырисовывается истинный
портрет Молчалина: умный, подлый,
ничтожный, изворотливый, не имеющий
собственных убеждений. Молчалин готов
вынести любые унижения в борьбе за
власть, богатство, силу. Итак, Молчалин
– полная противоположность Чацкому.
Известный монолог Чацкого «А судьи
кто?» 6рожден протестом» его отдают на
суд Скалозуба! Но направлен этот монолог
и против крепостного права, в нем идет
речь об алчной страсти к мундирам и
чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то
осуждает, ему навязывают службу, на что
он отвечает:
- Служить
бы рад, прислуживаться тошно.
- Кто служит делу, а не лицам…
Чацкий хочет служить Отечеству, рвется
к занятиям наукой, к свободной жизни.
Он не хочет ни перед кем преклоняться
и никогда не станет этого делать. Но
Фамусов опасается, говоря о нем:
- Он вольность хочет проповедать!
- Да он властей не признает!
«Не суди да не судим будешь» - гласит
народная мудрость. Чацкий – беспощадный
судья обычаев «фамусовского» общества,
сам попадает под суд, в котором у него
нет адвоката, но зато есть много
обвинителей.
На балу
Чацкий за короткий срок всех настроил
против себя едкими репликами и насмешками.
Он дает волю языку: рассердил старуху
Хлестову, дал невпопад несколько советов
Горичевым, резко оборвал графиню –
внучку и опять задел Молчалина. Чацкий
выходит из комнаты очень расстроенный
и опять идет к Софье, надеялся на
сочувствие. Он доверяет ей свое душевное
состояние:
- … мильон
терзаний
Груди от
дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Душа здесь у меня каким-то горем
сжата…
Он жалуется
ей, не подозревая, какой заговор созрел
против него. Софья устала от колкостей
Чацкого и случайно роняет:
- Он не в своем уме.
Ей так проще объяснить язвительность
Чацкого. Софья сначала напугалась, но
чуть позже ее невольное предательство
стало обдуманной местью:
- А, Чацкий! Любите вы всех в шуты
рядить,
Угодно ль на
себе примерить?
Софья,
друг Чацкого, которую он любит, наносит
ему удар в спину. Чацкий поражен!
Чацкий восклицает:
- Так! Отрезвился я сполна…
Что же это: поражение или прозрение?
Гончаров сказал так: «Чацкий сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в
свою очередь, смертельный удар количеством
силы свежей».
Что же
видит Чацкий вокруг себя? Людей, которые
ищут чинов, крестов, выгодной женитьбы.
Он озлоблен на всех:
-… И на весь мир излить всю желчь и всю
досаду.
С кем был!
Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей
толпа,
В любви
предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков…
И он уезжает из Москвы:
- Вон из Москвы! сюда я больше не
ездок.
Бегу, не
оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству
уголок!
Карету мне,
карету!
Чацкий обличает
ложь и все то, что отжило, все то, что
заглушает новую жизнь. Он знает, что
воюет и что должна принести ему эта
жизнь.
Изначально
прототипом Чацкого был Чаадаев, который
высказывал мысли о духовном застое, о
национальном самодовольствии, также
был объявлен сумасшедшим. В образе
Чацкого представлена декабристская
молодежь того времени накануне восстания.
Слова Чацкого выражают мечтания
поколения, мысли, связанные с вопросами
прав и занятий молодого человека. Недаром
Чацкий прямо говорит о своих трудах и
этим самым хочет получить награду за
них в любви Софии. Он упоминает о
них:
- Теперь пускай
из нас один,
Из молодых
людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в
чин,
В науки он вперит
ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К наукам творческим, высоким и
прекрасным…
Чацкий
говорит о себе как об одном из этих
людей.