Центральный Дом Знаний - Образ Чацкого

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ Чацкого

Образ Чацкого

Роль Чацкого - главная роль, 
    без которой не было бы комедии, 
    а была бы, пожалуй, картина нравов. 
     Гончаров

    Комедия Грибоедова "Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи......- столкновение консервативных сил общества с 
    новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой. 
    В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что "Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и "крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры. 
    Чацкий — очевидное другое "я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями. 
    После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: "Дома новы, да предрассудки стары...” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского' дома — "обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства. 
    Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он "не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: "Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить "делу, а не лицам”. 
    В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий. 
    Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. "Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он "не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина. 
    Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию. 
    Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: "Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, "Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:

    Теперь пускай из нас один, 
    Из молодых людей, 
     найдется — враг исканий. 
    Не требуя ни мест, ни повышения в чин, 
     В науки он вперит ум, алчущий познаний.

    Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:

    Кто так чувствителен, и весел, и остёр. 
    Как Александр Андреич Чацкий!

    Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова. 
    Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить "грабительством”, проводить время в развлечениях. 
    А в своем монологе "А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:

    Не эти ли. грабительством богаты? 
     Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...

    Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских "тузов”, которые живут "на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:

    ...Суждения черпают из забытых газет 
    Времен Очаковских и покоренья Крыма... 
    Поют всё песнь одну и ту лее. 
    Что старее, то хуже.

    Чацкий задает вопросы:

    Где, укажите нам, отечества отцы? 
     Не эти ли, грабительством богаты?

    Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
    , Фамусов не понимает его, когда он требует "службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и "карбонари”, и "опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:

    Строжайше б запретил я этим господам / 
     На выстрел подъезжать к столицам.

    Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовским обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:

    Вы правы, из огня тот выйдет невредим, 
     Кто с вами час побыть успеет, 
    Подышит воздухом одним, 
    И в ком рассудок уцелеет.

    Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком "сочувствия живого”, он уезжает:

    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок, 
     Бегу не оглянусь, пойду искать по свету, 
    Где оскорбленному есть чувству уголок!

    Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным. 
    "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде "Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться. 

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24