Роль
Чацкого - главная роль,
без
которой не было бы комедии,
а
была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия
Грибоедова "Горе от ума” занимает
особое место в русской литературе. Она
отразила основной политический конфликт
эпохи......- столкновение консервативных
сил общества с
новыми
людьми и новыми веяниями, — и отразила
его со всей страстью и сатирической
силой.
В комедии Чацкий
единственный представитель новых людей,
но совершенно очевидно, что "Горе от
ума” все пронизано идеологией декабризма:
это и патриотическое воодушевление
главного героя, и "крик негодования”,
по словам А. В. Луначарского, в защиту
гонимого просвещения, литературы, науки,
и протест против крепостничества,
карьеризма и реакционного мракобесия,
и идея национальной самобытности
русского народа, и возражение против
обезличивания национальной
культуры.
Чацкий —
очевидное другое "я” Грибоедова,
который был одержим теми же страстям!!
и теми же идеями.
После
долгих скитаний по свету Чацкий
возвратился на родину, полный мыслей о
свободе личности, равенстве, братстве.
Но, приехав в Москву, видит, что мало что
изменилось: "Дома новы, да предрассудки
стары...” Он видит, что его приезд не
обрадовал Фамусова и Софью, что все
отношения в обществе построены на лжи
и лицемерии. Основные занятия обитателей
фамусовского' дома — "обеды, ужины и
танцы”, как, впрочем, и всего московского
дворянства.
Чацкий —
небогатый дворянин, отказавшийся от
военной службы. Почему же он "не служит
и в том пользы не находит”? Он отвечает
так: "Служить бы рад, прислуживаться
тошно”. По его мнению, надо служить
"делу, а не лицам”.
В
комедии автор высмеивает и осуждает
представителей светского общества:
Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова.
Всем им противостоит главный герой
комедии -Александр Андреевич
Чацкий.
Чацкий вернулся
в Москву в дом Фамусова потому, что любит
Софью. "Чуть свет”, не заезжая домой,
он стремительно врывается в дом Фамусова
и говорит Софье о своей любви. Это
характеризует его как пылкого, страстного
человека. Ни разлука, ни странствия не
охладили в нем чувства, которые он
выражает поэтически горячо. Для него
любовь — святыня. Он "не ведает обмана
и верит избранной мечте”. И поэтому с
такой болью он узнает, что Софья любит
другого, Молчалина.
Дочь
Фамусова — Софья — характер не вполне
ясный, вызывающий различные трактования.
Она порождение, но одновременно и жертва
реакционной среды, приходящая к
нравственной катастрофе и запоздалому
раскаянию.
Множество
афоризмов свидетельствует об остром и
тонком уме Чацкого: "Блажен, кто верует,
тепло ему на свете”, "Ум с сердцем не
в ладу”. Чацкий стоит за истинное
просвещение. Он страстно
провозглашает:
Теперь
пускай из нас один,
Из
молодых людей,
найдется
— враг исканий.
Не
требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий
познаний.
Его ум.
находчивость, честь смогла подчеркнуть
лишь служанка Лиза:
Кто
так чувствителен, и весел, и остёр.
Как
Александр Андреич Чацкий!
Об
этом Лиза и говорит Софье, на что та не
обратила внимания. Можно утверждать,
что Чацкого в этом доме никто не ждет.
Ведь он не разделяет интересы общества
Фамусовых; он яркий, интересный собеседник,
чего не скажешь о тех людях, которые
приходят в дом Фамусова.
Наш
герой осуждает рабство и крепостничество,
так как считает их источником зла и бед.
По его мнению, угнетение дает возможность
сильным мира сего жить "грабительством”,
проводить время в развлечениях.
А
в своем монологе "А судьи кто?..” Чацкий
разоблачает крепостническую основу
фамусовского общества:
Не
эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в
родстве...
Верность в
дружбе, горячая искренность в любви
привлекают нас в Чацком. Он выступает
против московских "тузов”, которые
живут "на старших глядя”, ценят лишь
богатство и чин, боятся правды и
просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого
Фамусов осуждает Чацкого, его поколение.
Чацкий же порицает неумение старшего
поколения высказывать свое мнение и
отстаивать свою точку зрения:
...Суждения
черпают из забытых газет
Времен
Очаковских и покоренья Крыма...
Поют
всё песнь одну и ту лее.
Что
старее, то хуже.
Чацкий
задает вопросы:
Где,
укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий
осуждает их, говорит им правду в лицо,
ему отвратительно находиться в их
обществе.
, Фамусов не
понимает его, когда он требует "службы
делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий
был и "карбонари”, и "опасным человеком”,
и самым большим глупцом на
свете:
Строжайше б
запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно
ярко показан конфликт между Чацким и
фамусовским обществом, на балу, где
собрались представители высшего света.
На балу все собравшиеся настроены против
Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого
с ними невозможно. И общество это
почувствовало, высмеяв его и объявив
сумасшедшим. Слух об этом распространяется
среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего
не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы
правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И в
ком рассудок уцелеет.
Чацкий
одинок. Среди этого общества нет людей,
разделяющих его взгляды, чувства и
стремления. Не найдя ни в ком "сочувствия
живого”, он уезжает:
Вон
из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по
свету,
Где оскорбленному
есть чувству уголок!
Чацкий
терпит поражение — как в личном плане
(Софья его не любит), так и в плане
общественном. Потрясенный всем пережитым
и увиденным, он покидает Москву, прекращая
борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены
в бесконечном превосходстве героя над
Молчалиным.
"Чацкий
сломлен количеством старой силы, нанеся
ей, в свою очередь, смертельный удар
качеством силы свежей”,— определил И.
А. Гончаров, один из лучших толкователей
грибое-довской пьесы, в критическом
этюде "Мильон терзаний”, и с ним трудно
не согласиться.