Александр
Сергеевич Грибоедов — гениальный
художник русского реализма, создатель
бессмертной комедии "Горе от ума”. Как
истинно великий и гениальный писатель,
Грибоедов ставил и решал в своем
творчестве основные, важнейшие вопросы,
связанные с жизнью и судьбами русского
народа. Комедия "Горе от ума” сыграла
выдающуюся роль в деле общественно-политического
и нравственного воспитания многих
поколений России. Свою нравственно-воспитательную
силу комедия не утратила и сегодня. В
последнее время, к сожалению, она стала
очень актуальной. Поклонение золотому
тельцу, осмеянному в комедии, выросло
в наши дни и стало самым популярным
занятием. Все то, что подвергал критике
Грибоедов, можно отнести с небольшими
изменениями к нашей действительности. Грибоедов
не только отразил "свой век”, но и
показал борца, способного изменить этот
порядок. Комедия показала личную и
общественную драму Чацкого. Конфликт
героя с окружающей средой распространяется
на все его житейские отношения, в том
числе и на интимно-любовные. "Не человек,
змея”,— говорит о нем Софья. А давно ли
она была его сторонницей, разделяла
передовые взгляды на общество, образование,
службу Родине. Чацкий удивлен переменой
в Софье:
"Послушайте,
ужли слова мои все колки
И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но
если так: ум с сердцем не в ладу”.
А
в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с
Павлом Афанасьевичем, доказывая свою
правоту, ругая признанные в этом доме
авторитеты:
"А судьи
кто? Где, укажите нам,
отечества отцы, Которых
мы должны принять за образцы?”
Высказывает
не разделяемые хозяином мысли на
воспитание, образование, службу. Чацкий
желает прогресса, которого так боится
Фамусов и его окружение. "Служить бы
рад, прислуживаться тошно”, — замечает
Александр Андреевич. Павел Афанасьевич
же придерживается полярно противоположного
мнения. Говоря об известном чиновнике,
взятом им за образец, Фамусов
признается:
"Когда же
надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...”
На
что Чацкий парирует:
"И
точно, начал свет глупеть...”
Александр
Андреевич, видя холодность Софьи, не
хочет в это верить. Любя ее всем сердцем,
Чацкий упрекает героиню, что она его
дразнила, "надеждой завлекала”, но он
лукавит перед собой и нами. Софья сразу
дала ему понять, что он ей безразличен.
Но влюбленный Чацкий отказывается в
это верить и проходит свой "мильон
терзаний”, по образному выражению
Гончарова. Чацкий
смелый и самоотверженный борец с
косностью и чванством, низкопоклонством
и бездуховностью. Внешне он терпит
поражение в столкновении с фамусовским
обществом. Объявив сумасшедшим, окружающие
отвергают его, а главное, он узнает всю
правду о Софье, ее нелюбви к нему, о
счастливом сопернике Молчалине. Наш
герой с возмущением говорит:
"Безумным
вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет, Подышит
воздухом одним И в
нем рассудок уцелеет”.
Чацкий
покидает это общество, отвергшее его.
Герой в поиске единомышленников, которые
не только поддержат его, но и разделят
с ним свои взгляды, идеи переустройства
России. И мы знаем, что это будущие
декабристы, благородные, сильные,
стремящиеся отдать силы, талант, знания
на пользу России.