Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
А.С.
Грибоедов вошел в русскую литературу
как автор произведения "Горе от ума”.
В своей пьесе Грибоедов сумел показать,
что люди одного и того же происхождения
— дворянского — имеют разные интересы
и мнения. И что самое интересное и
удивительное, так это то, что борьба
ведется между ними с большой разницей
в возрасте.
Это
несовершенство людей четко прослеживается
на протяжении всей комедии Грибоедова
"Горе Вот ума”. В ней автор создал целое
общество отрицательных образов: Фамусов,
Молчалин, Скалозуб, Хлёстова, Г.N. и
Г.D.
Всем им в одиночку
противостоит главный герой комедии —
Александр Андреевич Чацкий. Этот человек
тоже относится к дворянскому обществу,
но его поведение и высказывания
противоположны его происхождению.
Чацкий благороден, честен, красноречив
и умен. Он всегда стремится к большим
знаниям, в отличие от фамусовского
общества не интересуется ни деньгами,
ни карьерой, ни высшим положением в
обществе, так как хочет не просто получить
награды, прибыль, он хочет приносить
пользу обществу:
Служить
бы рад, прислуживаться тошно.
В
Москву Чацкий приехал только ради Софии,
своей возлюбленной. Но, вернувшись в
некогда родной и любимый для него дом,
он замечает перемены: София стала
холодна, высокомерна, она больше его не
любит. Пытаясь найти ответ на свое
чувство, вернуть прежнюю Софию, ее любовь
к нему, Чацкий терпит поражение. На все
его речи и воспоминания она отвечает:
"Ребячество!”. Только после этого
главный герой начинает осознавать, что
все его попытки и убеждения напрасны,
что он потерял Софию навсегда. Именно
с этого начинается личный конфликт
Чацкого, который потом перерастает в
столкновение влюбленного человека и
фамусовского общества.
Чацкий
— защитник свободы и независимости
личности. Он не боится говорить все, о
чем думает, в глаза и справедливо обвинять
врагов во лжи и лицемерии.
Наш
герой также осуждает рабство и
крепостничество, так как считает их
источником зла и бед. По его мнению,
угнетение дает возможность сильным
мира сего жить грабительством, проводить
время в развлечениях.
А
в своем монологе "А судьи кто?..” Чацкий
разоблачает крепостническую основу
фамусовского общества:
..Не
эти ли грабительством богаты?
Защиту
от суда в друзьях нашли, в родстве...
Именно
это заставляет общество признать его
сумасшедшим.
Чацкий
одинок. Среди этого общества нет людей,
разделяющих его взгляды, чувства и
стремления. Не найдя ни в ком "сочувствия
живого”, он уезжает:
Вон
из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу,
не оглянусь, пойду искать по свету,
Где
оскорбленному есть чувству уголок!..