Цель: Познакомить
с порядком синтаксического разбора ПП.
Формировать умение производить
синтаксический разбор (устный и
письменный) ПП, строить ПП по заданной
схеме. Развивать навыки определять
стили речи при проведении устного
синтаксического разбора.
Ход
урока.
Проверка домашнего
задания.
Словарно-орфографическая
работа (на партах технологические
карты) с одновременным повторением
правил о второстепенных членах
предложения.
Небольшая
книжка, где листы скреплены металлическими
скрепками - … (брошюра)
Устройство для
спуска по воздуху в виде шелкового
купола со стропами - ….(парашют)
Собрание судей
(в спорте, конкурсах) - …. (жюри)
Время, не занятое
работой - ….( праздник)
Человек,
занимающийся спортом - …(спортсмен)
Игра (футбол)
Игра (хоккей)
Место, где можно
повесить одежду - … (гардероб)
Дословно в
переводе «яблоко Китая» - …(апельсин)
Раздел науки о
языке, изучающий части речи - …(морфология)
Раздел науки о
языке, изучающий способы соединения
слов, словосочетаний и предложений -
…(синтаксис)
Главный член
предложения, который обозначает то,
что говорится о предмет речи и отвечает
на вопросы что делает предмет, какой
он, каков он, кто такой или что такое
предмет? - …. (сказуемое)
Второстепенный
член предложения, который обозначает
признак предмета, отвечает на вопросы
какой, чей?, зависит от существительного,
м.б. выражен прилагательным, местоимением
- … (определение)
Второстепенный
член предложения, который обозначает
предмет, с которым связано действие и
отвечает на вопросы косвенных падежей
- …(дополнение)
Второстепенный
член предложения, который обозначает
время, место, образ действия, причину,
цель, поясняет сказуемое и выражается
существительным с предлогом или наречием
- ….(обстоятельство)
Устная
синтаксическая пятиминутка. На доске
написано предложение:
Бесшумно
трепетали на осинке разноцветные
листочки.
Назвать
ГО.
Отгадать, о каких
членах предложения идет речь:
Зависит
от существительного, обозначает признак
предмета?
Обозначает место
действия, зависит от сказуемого-глагола,
выражено существительным?
Зависит от
сказуемого-глагола, обозначает способ
действия, выражено наречием?
Наблюдения
на стр. 85 - плана разбора ПП. (Устно упр.
№)
Запись
и разбор предложений.
Сухие
листья клена тихо шуршат под ногами.
по
цели: повествовательное
по инт.:
невосклицательное
по нал. ГО:
простое – 1 ГО.
по наличию или
отсутствию второстепенных членов:
распространенное.
Небольшая
книжка, где листы скреплены металлическими
скрепками - …
Устройство
для спуска по воздуху в виде шелкового
купола со стропами - ….
Собрание
судей (в спорте, конкурсах) - ….
Время,
не занятое работой - ….
Человек,
занимающийся спортом - …
Игра
с клюшкой на льду - …
Раздел
науки о языке, изучающий способы
соединения слов, словосочетаний и
предложений - …
Главный
член предложения, который обозначает
то, что говорится о предмет речи и
отвечает на вопросы что делает
предмет, какой он, каков он, кто такой
или что такое предмет? - ….
Второстепенный
член предложения, который обозначает
признак предмета, отвечает на вопросы
какой, чей?, зависит от существительного,
м.б. выражен прилагательным, местоимением
- …
Второстепенный
член предложения, который обозначает
предмет, с которым связано действие
и отвечает на вопросы косвенных
падежей - …
Второстепенный
член предложения, который обозначает
время, место, образ действия, причину,
цель, поясняет сказуемое и выражается
существительным с предлогом или
наречием - ….
Дословно
в переводе «яблоко Китая» - …
Заполнение
таблицы.
а) Над цветами
кружились пчелы.
б) Порхали птички вокруг старых елей,
звонко пели свои весенние песни.
в) Сережа, твой
поплавок стремительно утонул.