Комедия
Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся
произведение русской литературы.
Основная проблема произведения - проблема
двух мировоззрений: «века минувшего»,
защищающего старые устои, и «века
нынешнего», выступающего за решительные
перемены. Различие в мировоззрении
старого московского барства и передового
дворянства в 10-20-е годы 19 столетия
составляет основной конфликт
комедии. В комедии
высмеяны пороки общества: крепостничество,
солдафонство, карьеризм, подхалимство,
бюрократизм, низкий уровень образованности,
преклонение перед всем иностранным,
угодничество, низкопоклонство, то что
в обществе ценится не личные качества
человека, а «душ тысячки две родовых»,
чин, деньги. Век
минувший представляет собой московское
дворянской общество, состоящее из
Фамусовых, хлёстовых, тугоуховских,
скалозубов. В обществе люди живут по
принципу: В мои лета
не должно сметь Свое
суждение иметь потому
что В чинах мы
небольших. Фамусов –
представитель века минувшего, типичный
московский барин со всеми характерными
для того времени взглядами, манерами и
образом мыслей. Единственное, перед чем
он преклоняется – это чины и богатство.
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами»,
- характеризует своего барина служанка
Лиза. Фамусов живет по старинке, своим
идеалом считает своего дядю, Максима
Петровича, который «в чины выводит» и
«пенсии дает». Он «не то на серебре, на
золоте; На золоте едал; сто человек к
услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно
цугом». Однако при всем своем надменном
нраве «Он сгибался в перегиб» перед
вышестоящими, когда надо было
подслужиться. Фамусов
наиболее полно вобрал в себя свойственные
этому времени законы и устои. Главными
нормами, принятыми в жизни, он считает
карьеризм, чинопочитание, угождение
старшим. Фамусов боится мнений знатных
вельмож, хотя сам охотно распространяет
их. Его волнует «что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна». Фамусов
- чиновник, но к своей службе относится
только как к источнику Ситнов и доходов,
средству достижения благосостояния.
Его не интересует ни смысл, ни результаты
труда. Когда Молчалин докладывает, что
в бумагах есть неточности:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано - так с плеч долой Семейственность
– еще один из идеалов, столь дорогих
сердцу Фамусова. Кузьма Петрович,
«почтенный камергер», с «ключом, и сыну
ключ умел доставить», «богат и на богатой
был женат» и поэтому застуживает глубокое
уважение со стороны Фамусова. Фамусов
не очень образован, и ему хорошо «спится
от русских книг», в отличие от Софьи,
которой нет «сна от французский книг».
Но вместе с тем у Фамусова сложилось
довольно резвое отношение ко всему
иностранному. Ценящий патриархальный
уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост
и «вечных французов», называя их
«губителями карманов и сердец». Бедность
считается большим пороком в фамусовском
обществе. Так Фамусов прямо заявляет
Софье, своей дочери: «Кто беден, тот тебе
не пара», или: «У нас исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь, Будь плохонький,
да если наберется Душ тысячки две
родовых, Тот и жених». При этом заботливый
отец проявляет поистине житейскую
мудрость, заботясь о будущем своей
дочери. Еще большим
пороком в обществе является ученость
и образованность: «Ученье – вот чума,
ученость – вот причина, Что нынче пуще,
чем когда безумных развелось людей и
дел, и мнений». Мир
интересов фамусовского общества довольно
узок. Он ограничивается балами, ужинами,
танцами, именинами. Яркий
представитель «века нынешнего» -
Александр Андреевич Чацкий, который
воплощает в себе черты передовой
дворянской молодежи того времени. Он –
носитель новых взглядов. Что и доказывает
своим поведением, образом жизни, но в
особенности своими страстными речами,
обличающими устои «века минувшего», к
которому он относится явно
пренебрежительно: И
точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,
Чья чаще гнулась шея… Чацкий
считает тот век «веком покорности и
страха». Он убежден, что те нравы ушли
в прошлое и нынче охотников поподличать
«смех страшит и держит стыд в
узде». Традиции
минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий
оказывается их жертвой. Он со своей
прямотой, острословием, дерзостью
становится возмутителем общественных
правил и норм. И общество мстит ему. При
первой же встречи с ним Фамусов называет
его «карбонарием». Однако в беседе со
Скалозубом отзывается о нем неплохо,
говорит, что он «малый с головой», «славно
пишет переводит» при этом сожалеет, что
Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот
счет свое мнение: он хочет служить делу,
а не лицам. Сначала может показаться,
что конфликт между Чацким и Фамусовым
– это конфликт разных поколений,
«конфликт отцов и детей», но это не так.
Ведь Софья и Молчалин почти сверстники
Чацкого, но они в полной мере принадлежат
«веку минувшему». Софья не глупа.
Доказательством тому может служить и
любовь Чацкого к ней. Но она впитала
философию отца и его общества. Ее
избранник – Молчалин. Он тоже молод, но
тоже дитя той старой среды. Он полностью
поддерживает мораль и нравы старой
барской Москвы. И Софья, и Фамусов
отзываются о Молчалине хорошо. Последний
держит его на службе, «потому что
деловой», а Софья резко отвергает нападки
Чацкого на ее возлюбленного. Она
говорит: Конечно, нет
в нем этого ума Что
гений для иных, а для иных чума… Но
для нее ум не главное. Главное же, что
Молчалин тих, скромен, услужлив,
обезоруживает батюшку молчанием, никого
не обидит. В общем, он идеальный муж.
Можно сказать, качество чудесное, но
они лживы. Это лишь маска, за которой
скрывается его сущность. Ведь его девиз
– «умеренность и аккуратность», и он
готов «угождать все людям без изъятья»,
как учил его батюшка, он настойчиво идет
к своей целее – теплому и денежному
местечку. Он и влюбленного играет лишь
потому, что это угодно самой Софье,
дочери его хозяина:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека А
Софья видит в нем идеал мужа и смело
движется к своей цели, не боясь того,
«что станет говорить Княгиня Марья
Алексеевна». Чацкий, попадая в эту среду
после долгого отсутствия вначале
настроен очень доброжелательно. Он
стремится сюда, ведь «дым Отечества»
ему «сладок и приятен», но Чацкий
встречает стену непонимания, отторжения.
Его трагедия заключается в том, что он
один противостоит фамусовскому обществу.
Но в комедии упоминается двоюродный
брат Скалозуба, который тоже «чудит» -
«службу вдруг оставил», «заперся в
деревне и книги стал читать», а ведь ему
«следовал чин». Есть и племянник княгини
Тугоуховской «химик и ботаник» Князь
Федор, но есть и Репетилов, который
гордится своей причастность к некому
тайному обществу, вся деятельность
которого сводится к «шумим, братец,
шумим». Но Чацкий не может стать членом
такого секретнейшего союза. Чацкий
является не только носителем новых
взглядов и идей, но и выступает за новые
нормы жизни. Помимо
общественной трагедии, Чацкий переживает
трагедию личную. Его отвергает любимая
Софья, к которой он «летел, дрожал».
Более того, с ее легкой руки его объявляют
сумасшедшим. Чацкий,
не приемлющий идеи и нравы «века
минувшего», становится возмутителем
спокойствия в фамусовском обществе. И
оно его отвергает. Чацкий – насмешник,
острослов, возмутитель спокойствия и
даже оскорбитель. Так Софья говорит
ему: Случалось ли,
чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь
сказали? Чацкий не
находит дружеского сочувствия, он не
принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам
герой не мог бы существовать в таких
условиях. «Век нынешний»
и «век минувший» сталкиваются в комедии.
Время минувшее еще слишком прочно и
порождает себе подобных. Но время перемен
в лице Чацкого уже настает, хотя еще
слишком слабо. «Век нынешний» сменяет
«век минувший», ибо это непреложный
закон жизни. Появление Чацких-карбонариев
на рубеже исторических эпох естественно
и закономерно.