Образовались
два лагеря, или,
с
одной стороны, целый лагерь
Фамусовых и всей братии "отцов
и старших", с другой - один пылкий
и отважный боец, "враг исканий".
И.
А. Гончаров
Комедия
Грибоедова "Горе от ума" была
создана автором в особую, переходную
эпоху - эпоху декабристов, эпоху
столкновения крепостников и прогрессивно
настроен ного дворянства.
Величайшая
заслуга автора в том, что эта борьба
воспринимается нами не просто как
явление конкретной эпохи. Это прежде
всего борьба понятий, борьба старого с
молодым, нового о закостеневшим.
Неожиданный
приезд Александра Андреевича Чацкого
сталкивает в доме Фамусова две эпохи:
"век нынешний" и "век минувший".
Мы видим, что поколение отцов продолжает
жить по своим давно устоявшимся законам
и обычаям: балы, обеды, ужины, забота о
карьере. Самый ярый защитник "века
минувшего" - Павел Афанасьевич Фамусов,
управляющий в казенном месте. В его
образе наиболее полно отразились черты
старого московского барства.
Нехитрая
идеология этого человека раскрывается
в разговоре с Чацким. Для Фамусова
главные жизненные ценности - чины и
богатства. И людей о также судит по
количеству медалей и орденов, не принимая
во внимание нравственные качества и
ум. В фамусовском обществе это не имеет
значения. Главная цель в жизни - "и
награжденья брать и весело пожить".
Фамусов поучает молодежь: "Учились
бы, на старших глядя". Его идеал
человека - дядя Максим Петрович - "он
не то на серебре, не то на золоте едал;
сто человек к его услугам; Весь в орденах;
езжал-то вечно цугом; Век при дворе, и
при каком дворе!". Причем неважно,
какой ценой достались эти блага. Главное
и бесценное человеческое качество -
уметь "сгибаться вперегиб", подличать
и пресмыкаться, а также не иметь
собственного мнения или, боже упаси,
каких-то новых мыслей. Фамусов с восторгом
рассказывает о том, как дядя сумел
использовать для блага даже конфуз,
случившийся при дворе императрицы.
Сделав из себя посмешище, дядя сумел
добиться и чина, и пенсии.
Это
чинопоклонство и подличанье Фамусов
называет мудростью, так живут все, а
потому те, кто не желает "прислуживаться",
по его мнению, глупцы и вообще государственно
опасные люди.
В таком
обществе нельзя иметь собственное
мнение, если не имеешь чинов. Во всем
нужно ориентироваться на богатых и
именитых людей. Не случайно в финале
Фамусов восклицает: "Ах, боже мой! Что
станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"
Он агрессивно защищает устои старого
мира. Все в нем живут, паразитируя на
других, на чести, на совести, на долге
перед отечеством. Трудно вообразить
себе, через скольких перешагнули
московские тузы ради чина! И разве
Фамусов или Скалозуб служат Родине?
Хотя и Павел Афанасьевич - государственный
человек, служит он формально - подписывает
бумаги, не читая их. Неделя этого чиновника
заполнена обедами и ужинами. На службе
он окружен родственниками.
При
мне служащие чужие очень редки,
Все
больше сестрины, свояченицы детки,
Как
станешь представлять к крестику ль, к
местечку:
Ну как не
порадеть родному человечку!
Жизнь
Фамусова удивительно пуста в духовной
точки зрения: он ярый ненавистник
просвещения, считая его основным
источником вольнодумства:
"Ученье
- вот чума, ученость - вот причина,
Что
нынче пуще, чем когда,
Безумных
развелось людей, и дел, и мнений"
Чем
занять ум этого человека? Разговорами
о благах и путях их зарабатывания,
обсуждением чужих богатств, осуждением
молодежи да мыслью о том, как бы выгоднее
выдать дочь замуж. "Кто беден - тот
тебе не пара" - внушает он дочери. Вот
почему Скалозуб - идеальный
жених:
"Известный
человек, солидный
И
знаков тьму отличья нахватал;
И
не по летам и чин завидный
Не
ныне-завтра генерал."
Фамусова
не интересует. Что полковник глуп, груб,
умеет рассуждать лишь о службе и орденах.
Но в характере Скалозуба обнаруживается
еще одна черта - хищность и подлость.
Вот как он стал полковником:
Довольно
счастлив я в товарищах моих,
Вакансии
как раз открыты;
То
старших выключат иных,
Другие,
смотришь, перебиты.
Это
истинный философ, когда речь заходит о
каналах "добычи" чинов. Его заветная
цель - сделаться генералом. Скалозуб
заслуживает полного и безоговорочного
одобрения Фамусова. .
Также
на хорошем счету у этого московского
туза и Мочалин. В соответствии с принципом
классической трагедии, у этого человека
"говорящая" фамилия. Умение
промолчать, а также умеренность и
аккуратность - достоинства, особо
почитаемые в фамусовском обществе.
Поэтому он и оказался на службе у Павла
Афанасьевича, хотя и не доводится ему
родней. При встрече с Чацким Молчалин
разговаривает с ним в тоне снисходительного
участия ("Вам не дались чины, по службе
неуспех?), даже с сознанием собственного
превосходства. Чацкий открыто издевается
над ним, но Молчалин в силу своей
ограниченности не понимает этого. Он в
курсе всех новостей и суждений, всех
московских сплетен - где и что можно
добыть (у Татьяны Юрьевны, например).
Молчалин услужлив, льстив. Ему нет равных
в искусстве поднять платок, поставить
стул, погладить шпица влиятельной
старухи, с похвалой отозваться о том, о
чем все отзываются также.
Поэтому
Молчалин так успешно продвигается по
службе. Он незаменим. Это образ
приспособленца, главное достоинство
которого в глазах окружающих - говорить
то, что от него хотят услышать. На самом
же деле за его скромностью, уступчивостью
скрывается беспринципность и
безнравственность, пустота. Мы видим,
как он открывает свое истинное лицо:
даже искреннюю любовь Софьи он пытался
использовать в корыстных целях.
В
обществе Фамусовых и Молчалиных Чацкий
единственный здравомыслящий человек
на двадцать пять глупцов, по признанию
автора, естественно и закономерно
объявлен сумасшедшим за то, что посмел
судить устои старого мира: слепое
подражание Западу, бесчеловечное
отношение помещиков к крестьянам,
ненависть к просвещению, раболепство,
умственный застой. Он изгнан фамусовским
обществом, но, как замечал Гончаров,
"Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный
удар качеством силы свежей".