Термин
"антитеза” произошел от греческого
слова и означает — противоположение.
Это стилистическая фигура, основанная
на резком противопоставлении образов
и понятий. Для писателей девятнадцатого
века был существенен сам факт смены
одних антитез другими, знаменующий
сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая
контрастность не устраняется: "К добру
и злу постыдно равнодушны”, "И ненавидим
мы, и любим мы случайно” ("Дума” М
Лермонтова).
Уже в
названии "Горе от ума” возникает намек
на антитезу, так как здравое мышление
не допускает, чтобы ум, разум приносили
горе.
В художественных
образах пьесы Грибоедов отразил
объективную правду жизни, создал
типический образ "нового человека” —
общественного протестанта и борца в
типических обстоятельствах его
противоречивого исторического
времени.
Сюжетную
основу "Горя от ума” составил
драматический конфликт бурного
столкновения умного, благородного и
свободолюбивого героя с окружающей его
косной средой реакционеров. Этот
изображенный Грибоедовым конфликт был
жизненно правдив, исторически достоверен.
С юных лет вращаясь в кругу передовых
русских людей, вступивших на путь борьбы
с миром самодержавия и крепостничества,
живя интересами этих людей, разделяя
их взгляды и убеждения, Грибоедов имел
возможность близко и повседневно
наблюдать самое важное, характерное и
волнующее явление общественного быта
своего времени — борьбу двух мировоззрений,
двух идеологий, двух жизненных укладов,
двух поколений. Используя многообразные
возможности антитезы, он художественным
произведением решал одновременно и
политические, и социальные, и чисто
человеческие проблемы, типичные для
того времени.
После
Отечественной войны 1812 года, во время
формирования и подъема общественно-политического
и общекультурного движения дворянских
революционеров-декабристов, борьба
нового, нарождающегося и развивающегося,
со старым, отжившим и тормозящим движение
вперед, острее всего выража лась в форме
именно такого открытого столкновения
между молодыми глашатаями "свободной
жизни” и воинствующими охранителями
ветхозаветных, реакционных порядков,
какое изображено в "Горе от
ума”.
Грибоедов
показал, как планомерно и неудержимо,
все более и более обостряясь, нарастает
"противуречие” Чацкого с фамусовским
обществом, как это общество предает
Чацкого анафеме, которая носит характер
политического доноса, — Чацкого объявляют
во всеуслышание смутьяном, карбонарием,
человеком, покушающимся на "законный”
государственный и общественный строй;
как, наконец, голос всеобщей ненависти
распространяет гнусную сплетню о безумии
Чацкого.
В рамки
драматической картины столкновения
героя со средой Грибоедов вместил
громадную общественно-историческую
тему перелома, обозначившегося в жизни,
тему рубежа двух эпох — "века нынешнего”
и "века минувшего”.
Изображая
Чацкого человеком умным и благородным,
человеком "возвышенных мыслей” и
передовых убеждений, глашатаем "свободной
жизни” и ревнителем русской национальной
самобытности, Грибоедов решал стоявшую
перед прогрессивной русской литературой
двадцатых годов проблему создания
образа положительного героя. Задачи
гражданственной, идейно направленной
и общественно действенной литературы
в понимании писателем декабристского
направления вовсе не сводились лишь к
сатирическому обличению порядков и
нравов крепостнического общества. Эта
литература ставила перед собой и другие
не менее важные цели: служить средством
революционного общественно-политического
воспитания, возбуждать любовь к
"общественному благу” и воодушевлять
на борьбу с деспотизмом. Эта литература
должна была не только клеймить пороки,
но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования,
выдвинутые самой жизнью и ходом
освободительной борьбы. Изучая
действительность как пытливый аналитик,
он отразил ее как художник, притом как
смелый новатор. Он нарисовал точную и
достоверную картину, пользуясь приемами,
средствами и красками художественного
изображения. Он воплотил смысл подмеченного
и изученного им в художественных образах.
И от этого нарисованная им картина
идейной жизни в декабристскую эпоху
оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее,
нежели мог бы сделать это даже самый
внимательный ученый-исследователь.