"Горе
от ума” — это одно из самых злободневных
произведений в русской литературе, это
блестящий пример тесной связи литературы
с общественной жизнью. Проблемы,
поставленные в комедии, продолжают
волновать читателя и сегодня, спустя
столетия. В комедии ясно ощущается смена
исторических эпох. В высказываниях
различных персонажей возникают
реалистический образ старой Москвы,
уходящей к екатерининским временам,
нравы барского общества и вечный конфликт
двух поколений.
Конфликт
комедии углубляют внесценические
персонажи. Их в комедии довольно много,
благодаря этому фону расширяется полотно
жизни столичного дворянства.
Все
внесценические персонажи можно условно
разделить на две большие группы: лагерь
Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть
их примыкает к фамусовскому кругу.
Особенно запоминается дядюшка Фамусова.
Максим Петрович — это яркий пример
служения царице. Он делал карьеру, не
брезгуя угодничеством и собственным
унижением перед всесильной Екатериной.
Фамусов, восторженно рисуя его
стремительный взлет по служебной
лестнице, нравоучительно говорит: "Упал
он больно — встал здорово. / Зато, бывало,
в вист кто чаще приглашен? / Кто слышит
при дворе приветливое слово?” Фамусов
забывает о другом: время "дураков”
проходит. Чацкий считает Фамусова
недалеким, его идеалы вызывают в нем
только гнев. Он с горечью говорит: "Как
тот и славился, чья чаще гнулась шея”.
Все жизненные блага представители "века
минувшего” получали за то, что унижали
свое человеческое достоинство, забывая
о чести и гордости родовитых дворян.
Не
менее ярок портрет Кузьмы Петровича,
который тоже является идеалом Фамусова.
Он сумел не только свою жизнь устроить,
но и 6 близких не забыл: "Покойник был
почтенный камергер, / С ключом, и сыну
ключ умел доставить, / Богат, и на богатой
был женат, / Переженил детей, внучат... /
Что за тузы в Москве живут и умирают!”
Не
уступают мужчинам и представительницы
прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий
пример — Татьяна Юрьевна, которая близко
знакома с "чиновными и должностными”.
Фамусов говорит: "А дамы? Сунься кто,
попробуй овладей. / Судьи всему, везде,
над ними нет, судей, / Присутствовать
пошлите их в Сенат. / Ирина Власьевна!
Лукерья Алексевна! / Татьяна Юрьевна!
Пульхерия Андревна!” Имеет очень большую
власть в обществе и княгиня Марья
Алексеевна, мнения которой очень боится
Фамусов. Грибоедов высмеивает этих
"властительниц” устами Чацкого,
показывая их пустоту, глупость и вздорный
характер.
Кроме
"тузов”, в дворянском обществе есть
люди и помельче. Их больше, и поэтому
они являются типичными представителями
среднего дворянства. Сценические
персоналии этого типа людей — Загорецкий
и Репетилов, а из внесценических можно
назвать "черномазенького, на ножках
журавлиных”, а также "троих из бульварных
лиц”, о которых упоминает Чацкий. Все
они, сознавая свою ничтожность перед
"столпами” московского дворянства,
стараются им услужить, раболепствуют,
завоевывая их благосклонность.
Дух
угодничества и лицемерия пронизывает
все фамусовское общество.
Многочисленные
внесценические персонажи в комедии
нужны для того, чтобы подчеркнуть
характеры главных действующих лиц,
раскрыть их мировоззрение. Восхищение
Фамусова ничтожными людьми подчеркивает
его ограниченный кругозор. Отсюда можно
сделать вывод, что он добился положения
в обществе и стал влиятельным "тузом”,
видимо, благодаря выгодной женитьбе и
умению использовать все средства для
достижения карьеры. Когда он упрекает
Софью, что она похожа на мать тем, что
"чуть из постели прыг” — уже с молодыми
людьми, то можно не сомневаться: он
женился по расчету. Чванливый по отношению
к тем, кто ниже его по положению в
обществе, Фамусов откровенно заискивает
и ищет расположения тупого Скалозуба,
который "не нынче — завтра генерал”.
Чацкий с насмешкой говорит о родне
Фамусова: "А тот — чахоточный, родня
вам т-книгам враг, / В Ученый комитет
который поселился / И с криком требовал
присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и
не учился”. Этот персонаж, выведенный
в комедии, подчеркивает общественно-политическую
обстановку в России, раскрывает атмосферу,
царящую в обществе. Все боятся образованных
людей типа Чацкого, потому что понимают,
что недалеко то время, когда их сметет
как ненужный хлам новая сила, то есть
образованный слой передовых дворян.
Они боятся перемен в жизни потому, что
без крепостных крестьян сами ничего в
жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни
способностей у них нет. Ярые крепостники
готовы кого угодно объявить сумасшедшим,
лишь бы удержать свои привилегии.
Комедия
Грибоедова, цель которой, по выражению
Пушкина, это "изображение характеров
и нравов”, и сегодня звучит очень
актуально и современно.