Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А.С.Грибоедов «Г
Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
Как в
живописном полотне фон, второстепенные
детали оттеняют и усиливают главную
идею картины, так и в комедии "Горе от
ума” каждый из персонажей пьесы выполняет
свою художественную функцию. Эпизодические
персонажи оттеняют и дополняют черты
главных героев. Они хоть и не действуют
прямо, но свидетельствуют о том, что
Чацкому противостоит реакционная
сила. Характерно, что
на балу у Фамусова собрались не просто
люди, а те, кто составляет элиту дворянской
Москвы. Они многолики, но почти все несут
общие черты: невежество, чинопочитание,
корыстолюбие. Они появляются один за
другим, как серия подвижных карикатур,
создавая уродливый портрет этого самого
элитарного дворянства. Вот
шествует чета Горичей — типичная
московская супружеская пара. Чацкий
знал Платона Михайловича до его
супружества. Это был бедовый, остроумный
человек, но после женитьбы на Наталье
Дмитриевне превратился в жалкого
подкаблучника. Супруга и рта ему не дает
открыть. "Послушайся разочек, милый,
застегнись скорей”, — так звучат ее
"беседы” с мужем. Страшно то, что Горич
осознает свое положение, но не пытается
его изменить. Все, на что его хватает,
сказать горько Чацкому: "Теперь, брат,
я не тот”. Интересен
еще один, почти бессловесный персонаж
— лакей Петрушка. Он молча исполняет
приказы Фамусова, но открывается с
неожиданной стороны, когда Лизанька
говорит о нем: "А как не полюбить
буфетчика Петрушу?” В этой фразе
присутствует скрытая ирония автора. А
вот прибыло на бал семейство Тугоуховских.
Княгиня озабочена поиском женихов для
своих дочек. И на Чацкого с первых же
реплик смотрит как на потенциальную
жертву. Но стоит ей узнать, что Чацкий
не богат и не в чинах высоких, она кричит:
"Князь, князь! Назад”. Вроде проходная
сцена, второстепенный персонаж. Но через
эту княгиню автор глубже раскрывает
характер Фамусова, подчеркивает в нем
такие черты, как корыстолюбие и
чинопочитание. И это характерно для
всего фамусовского окружения, где "кто
беден — тот тебе не пара”:
Будь
плохенький, да если наберется Душ
тысячки две родовых, — тот и
жених.
Появляются
графини Хрюмины — озлобленная на весь
мир внучка со своей полуглухой бабушкой.
Эта неудавшаяся "невеста” восхищается
всем иностранным, в отличие от других
часто использует французский язык. Как
не сравнить эту вертлявую даму-неудачницу
с современными недоучками, щеголяющими
обрывками английского и преклоняющимися
перед западной торгашеской культурой. А
вот наиболее активный "эпизод” комедии
- Загорецкий. Тот, про кого откровенно
говорят, что он "лгунишка, картежник,
мошенник, плут”. И все же двери фамусовского
"собрания” для него открыты, он полезен
своей услужливостью. Когда старуха
Хлестова хотела отказать ему от дома,
он услужил ей, подарив арапчонка. И слова
Молчалина: "Мне завещал отец: во-первых,
угождать всем людям без изъятья...” —
подчеркиваются его отношениями с
Загорецким. На балу
множество других представителей
фамусовского общества, которым Грибоедов
даже не дал полных имен. Таковы, например,
господа N и D, активно участвующие в
сплетнях о сумасшествии Чацкого. И все
они усиливают главные мысли автора,
идеологическую и сатирическую суть его
произведения.