Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
«Горе
от ума» - первая русская политическая
комедия, в которой автор вы пес па
повестку дня самые актуальные проблемы
современности. Выразителем
авторских взглядов и носителем
«положительной программы» в пьесе
является се главный герой - Чацкий. В
этом его сходство с традиционными
героями-резонерами просветительских
«классических» комедий. В своих
пространных монологах Чацкий обличает
и высмеивает социальное зло в разных
его обличьях - форма политической
активности, также восходящая к традициям
просветительской литературы XVIII века.
К моменту написания пьесы наиболее
злободневным вопросом, обсуждаемым
прогрессивной частью русского дворянства,
был вопрос о крепостном праве. В России
уже хорошо были известны идеи западных
революционеров, французского Просвещения.
Декабристы и другие представители
либерально настроенного дворянства
воспринимали эти идеи как руководство
к действию. Тема
крепостничества проходит через всю
комедию, впервые Чацкий мимоходом
затрагивает ее уже в первых своих
монологах, обращенных к Софье. Стремясь
рассмешить героиню, он перебирает общих
знакомых, в частности, упоминает некоего
владельца крепостного театра, который
для того, чтобы позабавить гостей,
заставлял одного из своих «людей»
свистеть соловьем в потайной комнате.
Беседуя с Фамусовым, герой (в монологе
«А судьи кто?») говорит о нравственном
облике крепостников. Он рисует коллективный
портрет «столпов общества», которых,
по мысли Фамусова, следовало бы «принять
за образцы». Это люди, богатые
«грабительством», прожигающие жизнь
«в пирах и мотовстве». Один выменял
преданных слуг, не раз спасавших его
жизнь и честь, па борзых собак; другой
«для затей» (для крепостного балета)
оторвал детей от семьи, а позднее
распродал их поодиночке. В
этом же монологе говорится о распространенном
в дворянской среде (особенно среди дам)
обожании чиновных военных, о культе
«мундира», прикрывающего, по Чацкому,
«слабодушие» и «рассудка нищету». В то
же время Чацкий рисует и положительный
образ дворянина - молодого человека,
чуждого карьерным устремлениям и
жаждущего познаний и творчества. Требование
социального переустройства жизни
дополняется в монологах Чацкого его
жаждой нравственного оздоровления
дворянского сословия. Отсюда многочисленные
упоминания внесценических персонажей,
персонифицирующих отдельные черты
русского барства. В монологе «Вот то-то,
начал свет глупеть...» Чацкий говорит о
«раболепстве самом пылком», об отсутствии
чувства собственного достоинства у
искателей карьеры и благополучия,
ошибочно полагая, что это черты «века
минувшего». Ранее, в беседе с Софьей, и
позднее, в своем заключительном монологе,
он набрасывает целую «картину нравов»
барской Москвы, гостиные которой
заполнены пройдохами и льстецами,
«врагами книг» и дамскими угодниками.
Проклиная Москву, обманувшую его надежды,
герой перечисляет своих «мучителей»: В
любви предателей, во вражде
неутомимых, Рассказчиков
неукротимых, Нескладных
умников, лукавых простаков, Старух
зловещих, стариков, Дряхлеющих
над выдумками, вздором... Одним
из главных вопросов, стоявших перед
современниками Грибоедова, был также
вопрос о будущем русского общества, о
том, каким путем должна идти Россия.
Противостоя «западникам», Грибоедов
высмеивает преклонение перед всем
иноземным, отстаивает преимущества
национальной самобытности, говорит о
пропасти, все более разделяющей «умный,
бодрый... народ» от знати. В монологе о
«французике из Бордо» Чацкий описывает
смешную и жалкую сцену: некоего ,
ничтожного господина - «французика»,
приехавшего в Россию («к варварам») на
заработки, облепили восторженные дамы,
«тоска, и оханье, и стон» которых дали
ему возможность чувствовать себя
маленьким царьком. Чацкий высказывает
пожелание, Чтоб
истребил господь нечистый этот
дух Пустого, рабского,
слепого подражанья... В
своих монологах герой раскрывается не
только как идеолог и полемист, но и как
умный, благородный, страдающий человек.
«Речь его кипит умом, остроумием, - пишет
о Чацком И. А. Гончаров в своем критическом
этюде «Мильон терзаний». - У него есть
и сердце, и притом он безукоризненно
честен». В общении с Софьей он страстен
и многословен, иногда сбивчив - это
поведение влюбленного и пылкого
человека: Сам это
чувствую, сказать я не могу, Но
что теперь во мне кипит,
волнует, бесит, Не
пожелал бы я и личному врагу... Как
известно, А. С. Пушкин, высоко оценив
достоинства грибоедовской комедии,
отказал ее главному герою в уме, заметив,
что умный человек не станет «метать
бисер» перед репетиловыми. Гончаров,
полемизируя с великим поэтом, отстаивает
другую точку зрения: Чацкий, по сравнению
с Онегиным и Печориным, - «искренний и
горячий деятель», он начинает новым век
- и в этом все его значение и весь «ум».