Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Роль образа Софьи в комедии Грибоедова "Горе от ума"
Одним
из величайших произведений первой
половины XIX века является комедия
Грибоедова "Горе от ума". В ней
писатель поставил ряд важнейших проблем
своего времени - столкновение двух эпох,
двух миров - старого "закостеневшего"
и нового "прогрессивного". Главный
герой комедии Чацкий рассматривается
как во взаимоотношениях с представителями
фамусовского общества, так и во
взаимоотношениях в Софьей. Вот почему
в комедии образ Софьи играет немаловажную
роль. Чацкий,
отсутствовавший три года, возвратившись,
замечает, что Софья, его любимая девушка,
очень изменилась - и внутренне, и внешне,
и по отношению к нему, Чацкому. Сцена
встречи бывших влюбленных построена
автором на контрасте: Чацкий, оживленный,
болтливый, спешащий узнать новости, и
Софья, отвечающая на многочисленные
вопросы сначала неохотно, затем с
раздражением. От Чацкого не укрывается
странное поведение Софьи: Удивлены?
И только? Вот прием! Как
будто не прошло недели; Как
будто бы вчера вдвоем Мы
мочи нет друг другу надоели. Ни
на волос любви! Куда как хороши! В
этом маленьком диалоге происходит
завязка двух основных сюжетных линий
Чацкий-Софья и Чацкий - фамусовское
общество. В разговоре с Фамусовым, в
котором тот раскрывает свою жизненную
философию "и награжденья брать и
весело пожить , Чацкий узнает, что Фамусов
не выдает Софью за него замуж потому,
что у него на примете есть завидный
жених - Скалозуб. В этой сцене видно, как
Фамусов всячески угождает гостю, и как
пренебрежительно относится к Чацкому,
замечая, впрочем, что "он малый с
головой", но в службе не видит
смысла. Отсюда и
начинается борьба Чацкого за Софью,
поиск человека, которого она любит.
Желание разобраться в чувствах девушки
и ведет к обострению взаимоотношений
героя со средой. В разговорах со
Скалозубом, Фамусовым, Молчалиным Чацкий
не скрывает своего резко отрицательного
отношения к крепостничеству, отвергает
предрассудки, страстно отстаивает
идеалы справедливости, свободы,
просвещения. Чем более он пытается
понять. Что случилось с Софьей, тем более
узнает фамусовское общество, и тем более
протестует против него. Таким образом,
частная линия (Чацкий-Софья) осложняется
общественной коллизией, которая
становится ведущей. Образ Софьи -
своеобразная пружина, движущая основной
конфликт пьесы. Однако
образ ценен и с точки зрения того, что
происходит с личностью в фамусов-ском
обществе. Эта девушка наделена хорошими
качествами: она умна, обладает сильным
характером. Софья любознательна, много
читает (отец замечает - ей сна нет от
французских книг), свободна от предрассудков
в любви. Эта девушка
поневоле симпатична. В Софье нас
привлекает способность глубоко переживать
и искренне любить. Когда ей открылось
истинное лицо Молчалина, она сумела
признать свою ошибку и не уронить свое
достоинство, хотя ей было нестерпимо
больно. Все же Софья
- дитя фамусовского общества. Все лучшие
качества ее характера не могут получить
развития в нем. Поэтому Софья оказалась
способна на подлость, наговорив на
Чацкого, не увидела в Молчалине
беспринципного и безнравственного
человека. В своем
произведении Грибоедов сумел новаторски
подойти к жанру комедии.