Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Своеобразие
конфликта в комедии "Горе от ума”
состоит в том, что в произведении
происходит взаимодействие социального
и любовного планов. Конфликт как бы
обретает двойственность. И. А. Гончаров
в статье "Мильон терзаний” писал: "Две
комедии как будто вложены одна в другую:
одна, так сказать, частная, домашняя,
между Чацким, Софьей, Молчаливым и Лизой
— это интрига любви, вседневный мотив
всех комедий. Когда первая прерывается,
в промежутке является неожиданно другая,
и действие завязывается снова, частная
комедия разыгрывается в общую битву и
связывается в один узел”. В
пьесе "Горе от ума” А. С. Грибоедов
переосмысляет традиции, связанные с
эпохами классицизма и романтизма, что
выражается как на уровне создания
образов, характеров, языка, особой
проблематики, так и на уровне самого
конфликта. Традиционной
для комедии классицизма является
сюжетная схема, где на руку благородной
девицы претендуют сразу два молодых
человека, образы которых противопоставлены,
причем один из них уверен в своем
превосходстве, говорлив и насмешлив, а
второй скромен и почтителен; его любит
невеста, обладающая такими же качествами,
и он в конце пьесы добивается ее руки.
Сохранив эту схему, Грибоедов изменил
трактовку характеров, оставив их
характеристики. В его комедии соответственно
противопоставлены Чацкий и Молчалин,
который и пользуется успехом, причем
основными его качествами остаются
"умеренность и аккуратность”. В
эпоху романтизма существовал традиционный
конфликт, непременно присутствовавший
в любой романтической поэме, драме. Он
заключался в противопоставлении высокого
и низкого; исключительного героя и
света, общества, мира в целом. Этот
конфликт был неразрешим. Чацкий своим
поведением и трагичностью похож на
романтического героя, борющегося с
"жестокими нравами”. Но конфликт у А.
С. Грибоедова становится исторически
конкретным. Так, можно понять, что эпоха,
изображенная в "Горе от ума”, — эпоха
секретных союзов, с одной стороны, и
аракчеевщины — с другой. Чацкий имеет
много общего с декабристами (любовь к
русскому народу, желание "служить делу,
а не лицам”, ненависть к крепостничеству,
истинная культура и просвещенность,
"он очень положителен в своих требованиях
и заявляет их в готовой программе,
выработанной не им, а уже самим веком”),
но за ним не стоит сила, все декабристское
общество. Он один против всех. Необычный
этот конфликт "Горя от ума” заложен в
сюжете комедии. Первое действие
представляет собой экспозицию конфликтного
развития. Первые 5 явлений этого действия
рисуют довольно подробную картину жизни
Фамусова и Софьи до приезда Чацкого,
тем самым подготавливая фон, на котором
затем с нарастающей силой разовьется
будущий конфликт. Мы узнаем о любви
Софьи к Молчалину, которая скрывается
от Фамусова, и о притворном отношении
Молчалива к Софье (рассказ Лизы о тетушке
и молодом французе). 7—9-е явления —
завязка любовной интриги, связанная с
приездом влюбленного в Софью Чацкого.
Личный конфликт служит одновременно
проявлением и общественного конфликта,
который угадывается в сатирических
репликах Чацкого о московских нравах
(уже в 7-м явлении Софья замечает: "Гоненье
на Москву. Что значит видеть свет!”).
Завязка общественного конфликта и
усложнение личной линии относится ко
2-му явлению второго действия, в котором
Чацкий сватается, получает отказ из-за
своего несовместимого с устоями
фамусовского общества образа жизни,
происходит прямое столкновение с
Фамусовым по вопросу о нравах (монолог
Фамусова "Вот то-то, все вы гордецы!..”'
и ответ Чацкого монологом "И точно,
начал свет глупеть...”). Так осуществляется
естественный переход с конфликта личного
на конфликт общественный. Противостояние
Чацкого и Фамусова достигает накала в
монологе Фамусова "Вкус, батюшка,
отменная манера...” и в ответе Чацкого:
"А судьи кто?..” Этот монолог Чацкого
подтверждает невозможность примирения
между героем и обществом. В третьем
действии отчуждение Чацкого усиливается,
его отношения с Софьей не улучшаются.
Личный конфликт усложняется сплетней
Софьи о сумасшествии Чацкого, и только
в 13— 14-м явлениях четвертого действия
наступает развязка личной интриги.
Общественная же линия борьбы Чацкого
с московским обществом так и не завершается
ничем в пьесе. Финал "Горя от ума”
остается открытым. "Комедия дает Чацкому
"мильон терзаний” и оставляет,
по-видимому, в том же положении Фамусова
и его братию, в каком они пребывали до
этого, ничего не говоря о последствиях
борьбы”. А. С. Грибоедов
создает произведение, в котором заявляется
"энергический протест против гнусной
расейской действительности”. Конфликт
комедии А. С. Грибоедова не просто
необычен, он своеобразен, поскольку
отражает внутренние противоречия,
существовавшие в русском обществе в
первой четверти XIX века. Наряду с ним в
комедии присутствует любовная линия,
играющая важную роль: любовная драма
Чацкого становится выражением идейного
одиночества героя. Таким образом,
своеобразие конфликта этого, по словам
А. А, Блока, "неразгаданного до конца”
в произведении А. С. Грибоедова состоит
в тесном взаимодействии общественной
и личной линий, каждая из которых выглядит
в пьесе нетрадиционно. А. С. Грибоедов
переосмысляет прежние образцы и создает
новаторскую комедию, интерес к которой
не пропадает с середины XIX века, когда
Чацкий стал восприниматься как
единственный положительный герой в
русской драматургии.