Комедия
А. С. Грибоедова "Горе от ума” явилась
новаторским произведением в русской
литературе первой четверти XIX века. В
классической комедии герои делились
на положительных и отрицательных,
количество тех и других было примерно
одинаковым. Положительные герои
превозносились и в результате побеждали,
отрицательные высмеивались и в конце,
соответственно, оказывались поверженными.
У Грибоедова мы находим совсем другое
построение системы персонажей: герои
делятся на представителей "века
нынешнего” и "века минувшего”, первых
несоизмеримо меньше (фактически один
Чацкий). Главный герой нередко оказывается
смешон, а Фамусов, один из основных
представителей "века минувшего”,
предстает перед читателем заботливым
отцом и в принципе добродушным человеком.
Образы, созданные Грибоедовым, ярки и
неоднозначны, нехарактерны для
классицистической комедии; нетрадиционен
и конфликт пьесы.
Между
Чацким и Фамусовым разгораются бурные
споры о приемлемости различных способов
для получения повышений по службе и
наград, о значимости общественного
мнения, об образовании. Это противостояние
не двух людей, а двух мировоззрений,
общественных позиций; Чацкий и Фамусов
— лишь наиболее яркие их представители.
Чацкий обращается со своими возмущенными
монологами к Софье, Молча-лину, наконец
ко всем гостям на балу ("В той комнате
незначащая встреча”). Конфликт этот —
социальный; с одной его стороны — Чацкий
и некоторые внесценические персонажи
(брат Скалозуба, князь Федор, племянник
Тугоуховской), с другой — московское
дворянское общество во главе с Фамусовым.
Завязкой этого внешнего конфликта можно
считать приезд Чацкого в дом Фамусова,
развитием — споры и монологи героев
("А судьи кто?”, "Вот то-то, все вы
гордецы!”), нарастающее непонимание и
отчужденность. Кульминация — бал, точнее
признание Чацкого безумным, эта сцена
— апогей неприятия и непонимания одним
"лагерем” идей и воззрений другого.
Неспособное задуматься и объяснить для
себя поведение Чацкого, фамусовское
общество находит наиболее легкий способ
— признать его безумным. Развязка —
отъезд Чацкого из Москвы. В целом конфликт
в комедии разрешен, только остается
непонятно, кто же все-таки победил:
Чацкий с новыми идеями, за которыми,
очевидно, будущее, или дворянское
общество, многочисленностью и тупой
убежденностью в своей правоте вынудившее
его бежать. С исторической точки зрения
такой вариант общественного конфликта
неразрешим: противостояние старого и
нового мирным путем разрешиться не
может. Однако в комедии отношения
конкретных героев, Чацкого и фамусовского
общества, выяснены до конца: они глубоко
презирают друг друга, не хотят иметь
ничего общего; конфликт в литературном
смысле разрешим, в общечеловеческом —
нет.
Другой не менее
важный конфликт — личный: по-прежнему
влюбленный Чацкий и изменившаяся за
время его отсутствия, полюбившая
Молчалина Софья. Три года странствий
не охладили чувство Чацкого, и, вернувшись,
он надеется на взаимность. Однако Софья
встречает его по-светски радушно, а
когда он насмешливо отзывается о
Молчалине, тон ее становится холодным
и оскорбленным. Вероятно, первое
упоминание Чацкого о Молчалине и есть
завязка этого конфликта, заключающегося
в том, что Софья пытается скрыть свои
отношения с секретарем отца и одновременно
уязвить Чацкого, а тот в свою очередь
силится разгадать тайну возлюбленной
и вернуть прежнюю Софью, которая была
ему близка. Между тем Софья, неординарная
и нетипичная для московского общества
девушка, — единственная, кто противостоит
Чацкому в спорах на равных. Даже Фамусов
затыкает уши и отстреливается общими
положениями своей морали; лишь у Софьи
хватает остроумия и такта, чтобы отвечать
Чацкому четко, внятно и едко. Их отношения
становятся более и более напряженными,
Софья говорит о своем бывшем друге: "Не
человек — змея!”, Чацкий теряется в
догадках, пока наконец в кульминационной
для этого конфликта сцене объяснения
Молчалина с Лизой и потом с Софьей не
узнает правду. Известие о связи Софьи
и Молчалина становится настоящим ударом,
которого не может выдержать влюбленность;
Чацкий осознает, что перед ним —
опустившаяся московская барыш-ня,
принявшая для себя "высокий идеал
московских всех мужей”: "муж-мальчик,
муж-слуга, из жениных пажей”. Развязка
здесь — опять же отъезд Чацкого. Любовный
конфликт, очевидно, разрешен и одновременно
способствует разрешению конфликта
социального: ведь именно Софья из
соображений личной мести пускает слух
о сумасшествии Чацкого и именно из-за
Софьи Чацкий остается в неприятном ему
доме, а затем, разочаровавшись в ней,
своей последней надежде, уезжает.
"Горе
от ума” — комедия, гениальная по
типичности и яркости очерченных в ней
образов, отношений, по жизненности
изображенных социальных противоречий
в русском обществе 20-х годов XIX века. И.
А. Гончаров писал, что Чацкий — образ
собирательный и появляется каждый раз,
когда грядет смена общественных формаций,
когда возникает конфликт между старым
и новым. Такие проблемы, как отношения
отцов и детей, мужчины и женщины, новых
веяний и устаревших форм жизни, характерны
для любого общества, в том числе и
современного, поэтому комедия А. С.
Грибоедова и рассмотренные в ней
конфликты остаются актуальными, волнуя
и современного читателя и зрителя.