Комедия
"Горе от ума” - величайшее произведение
русской литературы. В ней поставлены
чрезвычайно важные вопросы эпохи,
наступившей после войны 1812 года, —
времени зарождения и развертывания
декабристского движения в
стране.
Специфика
конфликта, жанровое своеобразие,
особенности языка и стиля комедии
использованы автором для достижения
главной целя -показа борьбы двух эпох
русской жизни - "века нынешнего” и
"века минувшего”. Грибоедов- новатор
своего времени. Отступая от канонов
классицизма, он превышает допустимое
количество действующих лиц. Кроме того,
в комедию вводится большое количество
внесценических персонажей, число которых
превышает сценические, что также является
новаторством для классицистического
произведения.
Все
образы в комедии мы можем разделить на
три группы: главные герои - они участвуют
в личном конфликте (Софья, Молчалив,
Чацкий, Фамусов и Лиза), второстепенные
и внесценические. Ко второй группе
относятся гости фамусовского танцевального
вечера. К третьей относятся все
внесценические персонажи, о которых мы
узнаем из диалогов действующих лиц на
сцене.
Такая система
персонажей неслучайна. Главные герои
представлены нам крупным планом,
второстепенные дополняют их, помогая
наиболее глубокому раскрытию образов,
ну а внесценические персонажи расширяют
пространственные и временные рамки
пьесы. "Горе от ума” - комедия
реалистическая, соответственно все
действующие лица — это воплощение
типичных черт типичных характеров в
типичных обстоятельствах.
Таких
героев можно разделить на два больших
лагеря - представители "века минувшего”
и представители "века нынешнего”.
Первым
и наиболее ярким представителем "века
минувшего” является Фамусов.
Барин-крепостник, "как все московские”,
мечтающий заполучить для своей дочери
зятя "с звездами да с чинами”. Служба
для Фамусова, как и для всех представителей
дворянской Москвы, — лишь средство
продвижения по служебной лестнице. Он
придерживается обычая - "подписано,
так с плеч долой”.
Фамусов
не желает принимать ничего нового.
Старые обычаи и порядки устраивают все
патриархальное общество, а любые
изменения могут привести к утрате их
социального и материального благополучия.
Поэтому неудивительно, что Павел
Афанасьевич - ярый противник всяких
учений, профессоров Педагогического
института, которые "упражняются в
расколах и безверьи”. "Забрать все
книги бы да сжечь”, - заявляет он. Как и
вся грибоедовская Москва, Фамусов ведет
праздный образ жизни, "разливается в
пирах и мотовстве”: "во вторник зван
я на форели”, "в четверг я зван на
погребенье”, а в пятницу или субботу
должен "у докторши крестить”, которая
"по его расчету” "должна родить” -
вот как проходит неделя у Павла
Афанасьевича. С одной стороны, Фамусов,
как и все герои, типичен, но, с другой
стороны, он индивидуален. Здесь у
Грибоедова уже нет строгого деления на
положительных и отрицательных героев,
как было в период классицизма. Фамусов
не только барин-крепостник, угнетающий
своих крестьян, но и любящий отец, хозяин
дома, заигрывающий со своей
служанкой.
Его дочь
Софья выделяется среди прочих лиц.
Увлеченная чтением французских романов,
она представляет себя их героиней.
Оттого в ее речи много психологических
мотивов ("себя я, стен стыжусь”, "упреков,
жалоб, слез моих не смейте ожидать, не
стоите вы их”). Обладая властным
характером и практическим умом, Софья
в будущем будет такой же, как Наталья
Дмитриевна, помыкающая своим
"мужем-мальчиком, мужем-слугой”. В речи
девушки нет галлицизмов. Она воспитывалась
вместе с Чацким. Софья смело высказывает
свое мнение: "Кого хочу - того люблю”,
- и при этом не заботится, что "станет
говорить княгиня Марья Алексевна”.
Потому-то она и отдает свое предпочтение
Молчалину. Софья понимает, что он станет
"идеалом московских всех мужей”, будет
по гроб жизни благодарен за то, что она
подняла его до своего уровня, ввела в
общество.
Молчалив
—.яркий представитель фамусовского
общества. Служит в доме Фамусова три
года, "числясь по архивам”, уже "три
награжденья получил”. В себе он ценит
два качества, "два таланта” — "умеренность
и аккуратность”, уверен, что "в его
лета не должно сметь свое суждение
иметь”, что "надобно ж зависеть от
других”.
Цель его
жизни — оказаться в нужное время в
нужном месте, а главное - следовать
заветам отца: "угождать всем людям без
изъятья”. Он немногословен, использует
в своей речи жеманные словечки, что не
только соответствует его образу жизни,
но и его фамилии - "Молчалин”. Каждое
слово и шаг у него продуманы. Он умело
притворяется любовником дочери своего
хозяина, хотя сам питает симпатии к
служанке Лизе ("Ее по должности,
тебя...”).
Главным
героем комедии, представляющим "век
нынешний”, является Александр Андреевич
Чацкий, образованный, умный. Ясный и
острый ум доказывают, что он не просто
умный человек, но и "вольнодумец” . Он
- герой-любовник и главный резонер
одновременно. И если в любви Чацкий
терпит полную неудачу, то свою
общественно-обличительную миссию он
выполняет. Являясь главным выразителем
декабристских идей в комедии, герой в
своих гневных речах разоблачает
невежество, коварство, жесткость и
крепостническую основу фамусовского
общества.
Немаловажную
роль играет Лиза, служанка Софьи, умная,
живая, бойкая девушка. С одной стороны,
она субретка (традиционное амплуа
классицизма), помогает своей хозяйке
устраивать любовные свидания. Кроме
того, Лиз'а- второй резонер на сцене. Она
дает меткие характеристики героям: "Кто
так чувствителен, и весел, и остер, как
Александр Андреич Чацкий”, "Как все
московские, ваш батюшка таков: желал бы
зятя он с звездами да с чинами”, "И
Скалозуб, как свой хохол закрутит,
расскажет, обморок, прибавит сто
прикрас”.
Второстепенные
персонажи представлены в третьем
действии комедии на танцевальном вечере
у Фамусова. Они дополняют картину
московского барства.
Ярким
примером военщины и аракчеевщины
является полковник Скалозуб, в образе
которого обличены военный карьеризм и
увлечение муштрой. Ограниченный и
грубый, он пользуется уважением в
обществе, ведь он "и золотой мешок, и
метит в генералы”. Речь его, как и всех
героев, авторизирована. Скалозуб говорит
односложными и несвязными предложениями,
часто строит неправильно фразы: "Мне
совестно, как честный офицер!” А Софья
говорит, что "он слова умного не выговорил
сроду”.
Далее перед
нами предстает целая галерея представителей
московского барства. Это и Горичи,
являющие собой типичную дворянскую
семью, где "муж - мальчик, муж - слуга”,
и властная самовлюбленная жена, играющая
роль опекуна: "Да отойди подальше от
дверей, сквозной там ветер дует сзади”.
Еще в недавнем прошлом Платон Михайлович
"носился на борзом жеребце”, а сейчас
страдает "рюматизмом и головными
болями”, "шум лагерный, товарищи и
братья” сменены на иное занятие: "На
флейте я твержу дуэт А-мольный”.
Это
и князь Тугоуховский с женой и шестью
дочерьми-бесприданницами, который
разъезжает по балам в поисках женихов.
Это и графини Хрюмины: графиня-внучка-
старая дева, вечно всем недовольная, и
ее бабушка, которая уже ничего не видит
и не слышит, но упорно посещает
развлекательные вечера.
Это
и "мошенник, плут” Загорецкий, нашедший
"защиту от суда” в лучших домах Москвы.
Это и господа N. и О., которые нужны только
для распространения сплетни о сумасшествии
Чацкого, и Репетилов - жалкая пародия
на представителей тайного общества.
Все они воплощают в себе такое понятие,
как "фамусовская Москва”.
Наконец,
в комедии присутствует большое количество
внесценических персонажей, число которых
превышает число сценических, что является
нарушением канонов классицизма. Роль
этих персонажей велика: они расширяют
как временные, так и пространственные
рамки комедии. Именно благодаря им
Грибоедову удается охватить период
времени от императрицы Екатерины II до
начала правления Николая I. Без
внесценических персонажей картина не
была бы такой полной. Как и все сценические,
их можно разделить на два противостоящих
лагеря - на "век минувший” и "век
нынешний”. Из диалогов, реплик мы узнаем
о "Несторе негодяев знатных”, который
выменял своих преданных слуг "на борзые
три собаки”, о помещике-балетомане, "не
согласившем должников к отсрочке”, в
результате чего "Зефиры и Амуры все
распроданы поодиночке”, о сестре
Хлестовой Прасковье, для которой
Загорецкий "двоих арапченков на ярмарке
достал ”, и о многих других.
Также
мы узнаем и об их отношении к службе, их
раболепии и чинопочитании. Это и Максим
Петрович, который при надобности
"сгибался вперегиб”, и Кузьма Петрович,
который "был почтенный камергер, с
ключом, и сыну ключ умел доставить; богат
и на богатой был женат”, и Фома Фомич,
который "при трех министрах был начальник
отделенья”, и отец Молчали-на, завещавший
сыну "угождать всем людям без изьятья”,
и другие.
Любимым
занятием московских дам являются
сплетни. Так, Татьяна Юрьевна, которая
"из Петербурга возвратясь”, рассказывала
про "связь с министрами”
Чацкого.
Множество
иностранцев, которые ехали в Россию "со
страхом и слезами”, но из-за невежества
московского общества нашли, что "ласкам
нет конца”. Это и мадам Розье, и французик
из Бордо, и танцмейстер Гильоме, которые
благодаря своему иностранному
происхождению пользовались большим
уважением.
Также к
"веку минувшему” относятся и представители
тайного общества, о котором говорит
Репетилов. Все это только жалкая пародия
на декабристские собрания. Англоман
князь Григорий, любитель итальянской
оперы Воркулов Евдоким, "чудесные
ребята” Левой и Боринька, гений-сочинитель
Удушьев Ипполит Маркелыч, и их председатель
"ночной разбойник, дуэлист” - вот те,
кто претендует на роль передовых людей
своего времени.
Но
есть и представители "века нынешнего”.
Это и профессора Педагогического
института, которые "упражняются в
расколах и безверьи”, и двоюродный брат
Скалозуба, который "службу вдруг
оставил, в деревне книги стал читать”,
и племянник княгини Тугоуховской Федор,
который занимается химией и ботаникой,
и вся передовая молодежь, от имени
которой выступает Чацкий в своем монологе
"А судьи кто?..”
И
хотя в пьесе много действующих лиц, но
в ней нет ничего лишнего: ни одного
лишнего героя, сцены, зря сказанного
слова, ни одного ненужного штриха.
Главные действующие лица в комедии даны
крупным планом, второстепенные дополняют
картину, а внесценические персонажи
расширяют ее временные и пространственные
границы. Такая система образов направлена
на раскрытие основного конфликта пьесы.