Пьеса
"Горе от ума” была написана в тот
период, когда в литературе развивался
романтизм и реализм. Грибоедов —
писатель, заложивший основы новаторства
в русской драматургии XIX века.
Несмотря
на жесткие требования классицистических
канонов — наличие 5-8 действующих лиц,
в "Горе от ума”, по словам самого автора,
"двадцать пять глупцов на одного
здравомыслящего человека”.
В
основу образной системы комедии положен
реалистический принцип типизации. Так
как в основе реализма лежит историзм,
то в пьесе отражена эпоха, наступившая
после войны 1812 года. Это было время
зарождения и развертывания декабристского
движения. Именно в это время сложилось
в обществе два лагеря: лагерь передовой
дворянской молодежи и консервативный
лагерь крепостников.
Московское
барство представляют в пьесе Фамусов
и его окружение, а прогрессивное
дворянство - Александр Андреевич Чацкий,
подлинный выразитель декабристских
идей и настроений в комедии. Таким
образом, в "Горе от ума” находит место
социальная и психологическая типизация
героев.
Не, несмотря
на типичность, все персонажи пьесы
индивидуальны. Например Фамусов - он не
только московский барин, отстаивающий
патриархальные устои, но и любящий
отец:
Уж об твоем
ли не радели
Об
воспитаньи! С колыбели!
Кроме
того, Фамусов довольно легкомысленный
барин, заигрывающий с горничной своей
дочери:
Ведь экая
шалунья ты, девчонка...
Ой!
Зелье, баловница.
К
тому же он обладает чувством
юмора:
Дался им голос
мой, и как себе исправно
Всем
слышится и всех сзывает до зари!
Его
дочь Софья способна на глубокое чувство
("Молчалин! Как во мне рассудок цел
остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша
дорога!”) и на подлость. Именно она
пускает сплетню о сумасшествии Чацкого:
"Он не
в своем
уме!”
Таким образом,
кроме характеров явно положительных
или отрицательных, есть герои, оценка
которых неоднозначна (Фамусов, Софья,
Платон Михайлович Горич, бывший некогда
другом Чацкого по военной службе, но
превратившийся в "мужа-мальчика,
мужа-слугу”). Для классицизма же было
характерно четкое деление персонажей
на положительные и отрицательные.
С
точки зрения любовной интриги образная
система "Горя от ума” в основном
соответствует классицистической системе
амплуа. Сюжет комедии основан на любовном
треугольнике (Чацкий - Софья - Молчалин).
Есть и отец девушки, который не догадывается
о ее любви, есть и горничная, помогающая
в устройстве любовных свиданий своей
госпожи.
Но есть и
отступления от традиций. Чацкий не
совсем герой-любовник, так как терпит
крах в любви:
Слепец!
Я в ком искал награду всех
трудов!
Спешил!..
летел!. дрожал!
Вот
счастье, думал, близко.
Пред
кем я давеча так страстно и так
низко
Был расточитель
нежных слов!
С другой
стороны, Чацкий - герой-любовник и резонер
одновременно, потому что многие его
высказывания выражают мнение самого
автора: Ах! Если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья
мод?
Соперник Чацкого
Молчалин не совсем подходит под
определение "второй любовник”, ведь
он удачлив в любви, но в то же время он
и не первый любовник, так как далеко не
идеален и изображен с негативной
авторской оценкой. Софья тоже не является
идеальной героиней.
Выходят
за рамки амплуа и второстепенные
персонажи. Лиза, горничная Софьи, не
только субретка, но и своеобразный
второй резонер: дает меткие характеристики
действующим лицам, комментирует
происходящие события:
Как
все московские, ваш батюшка таков:
Желал
бы зятя он с звездами да с чинами,
А
при звездах не все богаты, между
нами;
Ну, разумеется,
к тому б
И деньги, чтоб
пожить, чтоб мог давать он балы...
Фамусов
- не только не знающий о любви дочери
отец, но и идеолог "века минувшего”.
Таким
образом, характеры не укладываются в
рамки традиционных амплуа, они
шире.
Кроме основного,
есть также и комические любовные
треугольники: Лиза - Молчалин - буфетчик
Петруша и Лиза - Фамусов - Петруша.
С
точки зрения общественного конфликта,
система персонажей построена на антитезе
"века нынешнего” и "века минувшего”.
Чацкий, единственный из сценических
персонажей, противопоставлен фамусовскому
обществу. Само появление Александра
Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства,
самодурства и раболепства делает его
конфликт с "веком минувшим” неизбежным.
Он обличает пороки и недостатки
фамусовского общества и является
идеологом "века нынешнего”.
Пародией
на Чацкого является Репетилов, член
"секретнейшего союза”, претендующий
на звание идеолога своего круга:
Что
бал? Братец, где мы всю ночь до бела
дня
В приличьях
скованы, не вырвемся из ига...
Образ
Репетилова соотносится также с образом
Молчалива. Алексей Степанович старается
всем угождать, считает, что в "его лета
не должно сметь свое суждение иметь”.
Не доверяет своему мнению и
Репетилов:
Частенько
слушаю, не разжимая губ;
Мне
не под силу, брат, и чувствую, что
глуп.
Явным отражением
образа Молчалина является всеобщий
угодник Загорецкий:
Позвольте
вам вручить, напрасно бы кто
взялся
Другой вам
услужить...
Загорецкий
— истинный носитель таких черт, как
угодничество и подхалимство.
С
точки зрения речевой характеристики,
все герои делятся на тех, кто говорит
монологами (Чацкий, Фамусов, Репетилов),
и тех, кто говорит репликами (все
остальные).
Те, кто
произносят монологи, являются идеологами
(Фамусов и Чацкий) или им подражают
(Репетилов). Идеологи не слушают друг
друга, но и толпа их тоже не слышит.
Во
время своего монолога о "французике
из Бордо” Чацкий оглядывается и замечает:
"все в вальсе кружатся с величайшим
усердием. Старики разбрелись к карточным
столам”.
Гости на
балу составляют самостоятельную группу
образов, без которых "галерея типов”
фамусовской Москвы была бы
неполной.
Свояченица
Фамусова Хлестова - типичная московская
барыня, "остаток Екатерининского века”.
Шесть княжон и графиня-внучка представляют
контингент невест, озабоченных поисками
выгодных женихов. Князь Тугоуховский
и его жена заняты поисками партий для
своих дочерей. Загорецкий олицетворяет
собой образ явного мошенника. Платон
Михайлович Горич - "муж-мальчик,
муж-слуга”, осознающий нелепость своего
положения, говорит с женой "хладнокровно”,
"глаза к небу”, "со вздохом
”.
Полковник Скалозуб
- типичный представитель военщины,
мечтающий только о том, чтобы ему
"досталось в генералы”. Персонажи-маски
господа N. и В. нужны для распространения
сплетен в обществе. Все эти образы
составляют такое понятие, как фамусовская
Москва.
Внесценические
персонажи вводятся для типизации
конфликта. Среди них есть и представители
"века нынешнего” и "века минувшего”,
разделяющие взгляды Фамусова. Их карьера
служит аргументом в споре с "веком
нынешним”, они являются идеалом для
фамусовского общества. Это почтенный
камергер Кузьма Петрович, известный
тем, что "был с ключом, и сыну ключ умел
доставить; богат и на богатой был женат”.
К ним относятся и Максим Петрович,
умевший вовремя подслужиться, и Фома
Фомич, бывший "при трех министрах
начальник отделенья”, и Татьяна Юрьевна,
имеющая полезных друзей и родственников.
Эти люди наиболее ярко воплощают мораль
и идеалы фамусовского общества.
В
комедии рассказывается о нечеловеческой
жестокости крепостников, расправляющихся
со своими крепостными, как с собаками.
Это помещик-театрал, который "сам толст,
его артисты тощи”, помещик-балетоман,
"Нестор негодяев знатных”, сестра
Хлестовой Прасковья.
К
"веку минувшему” относятся и иностранцы,
прибывшие в Россию "на ловлю счастья
и чинов”: мадам Розье, ментор Софьи и
Чацкого, француз, "подбитый ветерком”,
"французик из Бордо”.
Внесценические
женские персонажи так же типичны и
индивидуальны как и сценические, они
дополняют последние. Это тетушка Софьи,
"фрейлина Екатерины I”, Прасковья
Федоровна, Татьяна Юрьевна, Пуль-херия
Андреевна, Ирина Власьевна, Лукерья
Алексевна.
Внесценические
персонажи "века нынешнего” показывают,
что Чацкий не одинок и свидетельствуют
в пользу его грядущих побед. Представители
фамусовского общества вспоминают, что
и среди их близких есть люди, похожие
на Александра Андреевича. К ним относятся
двоюродный брат Скалозуба, который
"службу вдруг оставил”” и "в деревне
книги стал читать”, князь Федор, племянник
княгини Тугоуховской, занимающийся
химией и ботаникой, профессора
Педагогического института, объявленные
упражняющимися "в расколах и безверьи”.
В своем монологе "А судьи кто?..” Чацкий
выступает от имени целого
поколения:
Теперь
пускай из нас один,
Из
молодых людей найдется — враг
исканий...
Пародией
на "век нынешний” являются члены
секретнейшего союза, о которых мы узнаем
из монолога Репетилова. Это князь
Григорий, Вор-кулов Евдоким, Левой и
Боринька, Удушьев Ипполит Маркелыч и
их председатель, "ночной разбойник,
дуэлист”, который "крепко на руку
нечист”.
Введение
такого большого количества внесценических
персонажей было новаторством. Они играют
большую роль в развитии общественного
конфликта и расширяют пространственно-временные
рамки комедии.
Раскрывая
внутренний мир персонажей, Грибоедов
сосредоточивает внимание не на их
чувствах, переживаниях, психологии, а
на их общественных взглядах, убеждениях.
Все герои пьесы выпуклы и многогранны.
Это живые типы русских людей.