Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы
Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы
Расчетливому
прагматизму Софьи противопоставлены
искренность и душевная открытость Лизы.
Два характера и две разных судьбы, в
которых как бы две эпохи: старая,
патриархальная, и новая, где не надо
торговать чувствами. Софья, глядя на
свою подругу Наталью Дмитриевну,
подготавливает, "дрессирует"
будущего мужа — Молчалина. Это рынок,
где молодая женщина — товар, и она хочет
совершить выгодную торговую сделку.
Лиза иная, поэтому иначе сложится ее
судьба. Грибоедов
рассказал в своей комедии о том, что
произошло в одном московском доме в
течение одного дня. Но какая широта в
этом рассказе! В ней веет дух времени,
дух истории. Грибоедов как бы раздвинул
стены фамусовского дома и показал всю
жизнь дворянского общества своей эпохи
— с раздиравшими это общество
противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки
драматической картины столкновения
героя со средой Грибоедов вместил
громадную общественно-историческую
тему перелома, обозначившегося в жизни,
тему рубежа двух эпох — "века нынешнего"
и "века минувшего". Завязка
общественного конфликта происходит во
втором действии. Разговор Фамусова и
Чацкого о Софье переходит в некий
поединок "отцов" и "детей",
спорящих о России. Причем Грибоедов
постоянно указывает на противоречия
Чацкого — господина слов и Чацкого —
господина дел. Так, во втором действии
он говорит о жестоком отношении к
крестьянам и слугам, тогда как в первом
сам не заметил Лизы, как не замечают
шкаф или стул, да и имением-то своим
Чацкий управляет оплошно. "Все,
что он говорит, — очень умно! Но кому он
это говорит?" — писал
Пушкин. Действительно,
ведь ключевая ремарка в третьем действии
гласит: "Оглядывается, все в вальсе
кружатся с величайшим усердием. Старики
разбрелись к карточным столам". Он
остается один — кульминация общественного
конфликта. Кому же он говорит? Может
быть, себе? Сам, не зная того, он
разговаривает с собой, пытаясь уладить
бой "сердца" и "ума". Составив
в своем уме схему жизни, он пытается
"подогнать" под нее жизнь, нарушить
ее законы, поэтому она и отворачивается
от него, не забывается при этом и любовный
конфликт. Чтобы подробнее раскрыть тему
сочинения, можно попытаться рассмотреть
ситуацию в пьесе как любовную коллизию.
Тут, в нарушение всех канонов классицизма,
вместо любовного треугольника мы видим
по меньшей мере четырехугольник. Чацкий
любит Софью, Софья — Молчалина, Молчалин
заигрывает с Лизой (вслед за Фамусовым),
а Лизанька неравнодушна к Петруше. При
такой сложной любовной линии единство
действия нарушается, да еще все это
перемешивается с общественной инт-.
ригой. Но в том-то и дело, что общественный
конфликт не получил бы развития, ответь
Софья на любовь Чацкого. Софья
же не принимает его рационализма. Вообще
оба эти конфликта взаимосвязаны, и если
согласиться с Блоком, что "Горе от
ума" есть произведение "...символическое,
в истинном смысле этого слова", то
Софья и есть символ России, где Чацкий
чужой, ведь "он умен по-иному... умен
не по-русски. По-чужому. По-чуждому. Известно,
что схему жизни составили себе все герои
пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб,
Софья... Именно Софья, которой "сна
нет от французских книг", пытается
прожить свою жизнь как роман. Однако
роман Софьи на русский лад. Как заметил
Баженов, история ее любви к Молчалину
не фривольна, как у ее "французских
соотечественниц", она чиста и
одухотворена, но все же это лишь книжная
выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия.
Может быть, поэтому в афише она указана
как Софья, то есть "мудрая", но
Павловна — дочь Фамусова, а значит, в
чем-то похожая на него. Однако
в конце комедии она все же прозревает,
"ломается" ее мечта, а не она сама.
Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его
внутренней перемене можно судить лишь
со слов о прошлом. Так, уезжая, он
доверительно разговаривал с Лизой:
"Недаром, Лиза, плачу..." — тогда
как на протяжении всего действия не
сказал ей ни слова. Интересен еще один,
почти бессловесный, персонаж — лакей
Петрушка. Он молча исполняет приказы
Фамусова, но открывается с неожиданной
стороны, когда Лизанька говорит о нем:
"А как не полюбить буфетчика Петрушу?"
В этой фразе присутствует скрытая ирония
автора. Итак, суть
произведения раскрывается через
общественный (Чацкий и общество), интимный
(Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин
и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья
и Софья...) конфликты, что Грибоедов
мастерски изобразил с помощью ремарок,
внесценических персонажей, диалогов и
монологов. И конечно, образы Софьи и
Лизы очень важны в раскрытии идей пьесы.