Агносаритисса
Агносаритисса (от
названия часовни Агиа Сорос — святой
Раки — при Халкопратийском храме
Богородицы в Константинополе), Святорачица,
Халкопратийская, один из типов изображения
Богородицы без Младенца, обычно в
повороте три-четверти с молитвенным
жестом рук. Известен по ряду византийских
источников не позднее IX—X вв., получил
широкое распространение в византийском
искусстве XII—XV вв. Иконографически
восходит к деисусной композиции, где
Богородица обращается к Христу с молением
(греч. деисис) за род человеческий, отсюда
ещё одно именование — Заступница.
Изображения Божией Матери из деисуса
исследователи также относят к типу
Агиосоритисса. В греческой традиции
подобные иконы именуются Параклесис
(Просительница), чаще всего (особено в
искусствоведению) этот эпитет присвоен
изображениям Богородицы, держащей в
руках свиток с текстом Своего моления
к Сыну.
Один из видов икон, представляющих
Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу)
в русской иконописи получил название
Боголюбская (по имени князя Андрея
Боголюбского), которому по легенде
явилась Богоматерь со свитком в правой
руке и с левой рукой, простёртой на
молитву к видимому на воздухе Христу.
Подлинная икона, находящаяся во Владимире,
считается чудотворной. На таких иконах
«восстанавливается» деисусная композиция,
к части которой восходит икона А.:
Богородица представлена стоящей в рост,
в молитвенном обращении к Своему Сыну,
изображаемому в небесном сегменте в
верхнем углу. К ногам Божией Матери
припадает святой Андрей Боголюбский,
а также часто и дополнительно избранные
пероснажи, число и состав которых
чрезвычайно различен в разных изводах.
На Боголюбской иконе Богородица
изображается в роли заступницы и
посредницы, но присутствуют и идеи
композиций Оранты и Одигитрии, указывающей
Путь припадающим.