Комедия
А. С. Грибоедова принесла своему создателю
огромную славу. Запрещенная цензурой,
она переписывалась тайком и передавалась
из дома в дом. Произведения такого рода
еще не появлялись в русской литературе,
поэтому эта комедия была своеобразным
"лучом света”, озарившим мир
читателя.
Чем же так
поразила современников эта комедия?
В
ней четко прослеживаются традиции
классицизма, но в то же время автор как
бы подшучивает над этими строгими
канонами, чувствуется легкая ирония.
Комедия написана в стихах, что очень
характерно для произведений классицизма
(вспомним творчество М. В. Ломоносова),
но уже здесь есть отличие в использовании
стихотворного размера: комедия Грибоедова
написана разностопным ямбом. Также
выполнено главное правило классицизма
- единство места, времени и действия.
Действие комедии происходит в Москве,
в доме Фамусова, а время действия - один
день. Мы можем говорить и о единстве
действия: сюжет комедии построен на
основе одного конфликта, участниками
которого являются Чацкий и фамусовское
общество. Но есть основание говорить
еще об одном конфликте: любовной драме
Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине,
но в этом уже заключается новаторство
Грибоедова," потому что обе эти личные
драмы тесно вплетены в основной конфликт
комедии.
А. С. Грибоедов
в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина
- он использует "говорящие” фамилии.
Полковник Скалозуб; тихий, скромный,
всем угождающий Молчалин; Тугоуховские,
глухие к чужому горю; Репетилов, человек,
который не живет, а лишь репетирует свою
жизнь, -. вот несколько примеров таких
героев.
Сюжет комедии
также напоминает типичные классицистические
произведения. Странствующий герой,
возвращающийся в дом, где он рос; юношеская
любовь, сохранившаяся после трех лет
разлуки; служанка, которой Софья доверяет
свои сердечные тайны; строгий отец
Софьи, девушки на выданье, который
обеспокоен поисками достойного жениха
("Что за комиссия, создатель, быть
взрослой дочери отцом!”), и, наконец,
любовный треугольник, в котором на самом
деле задействованы шесть человек: Софья,
Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша,
— все это довольно распространенные
элементы сюжета для классического
произведения.
С другой
стороны, Грибоедов привносит много
нового, создавая произведения смешанного
стиля. Он вводит в комедию романтического
героя, "исключительного человека в
исключительных обстоятельствах” (это
характерно для романтизма). Несомненно,
Чацкий - глубокая и сильная натура, и
изображен он в нетипичных обстоятельствах,
ведь, приехав из-за границы, где он пробыл
три года, явившись в дом Фамусова к
любимой девушке, он попал, как "кур в
ощип”. Он вслух размышляет о том, чем
он недоволен в России, и этим навлекает
на себя беду.
Вместе
с тем в комедии прослеживаются
реалистические тенденции. Проявляется
это прежде всего в том, что "Горе от
ума” - произведение, показывающее
типичных героев в типичных ситуациях.
Персонажи комедии - московское общество,
в центре которого находится Фамусов.
Вся эта разноликая толпа: Хрюмины,
Тугоуховские, Хлестова, Фамусов - типичные
представители дворянского общества
того времени. Пустые разговоры, сплетни,
готовность услужить, откровенное
стремление к наживе и быстрому продвижению
по службе, неуважение к людям небогатым
и незнатным - так можно вкратце описать
это общество, которое не принимал Чацкий
и в котором не может находиться. "Служить
бы рад, прислуживаться тошно”, - вот его
ответ Фамусову на предложение пойти
послужить.
Противостояние
Чацкого, образованного, передового
человека, и патриархального, не
принимающего ничего нового московского
общества — вот конфликт произведения,
который лишь усугубляется любовной
драмой. Горечь и досада оттого, что Софья
выбрала другого, менее достойного для
роли жениха - Молчалива, озлобляют
Чацкого и настраивают против всего
фамусовского общества. В своеобразии
конфликта и заключается новаторство
Грибоедова.
Чацкий
открывает галерею "лишних” людей в
русской литературе: Онегин, Печорин,
Базаров. Все они стоят как бы вне общества,
не могут найти применения своим силам,
переживают любовную драму и противостоят
не понимающему их обществу. В Чацком,
конечно, все качества "лишних” людей
выражены слабее, это и понятно, ведь
Грибоедов первым поднял эту проблему,
а его преемники развивали и дополняли
образ "лишнего” человека согласно
времени и эпохе.
Еще
одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее
ему расширить временные рамки произведения
и указать характерные черты целой эпохи,
затронуть даже правление Екатерины II,
- это внесценические персонажи.
Наиболее
примечательным из них является Максим
Петрович, екатерининский вельможа,
умевший всем угодить и сгладить любую
ситуацию.
Удивительно
гармоничное сочетание традиций
классицизма и основ реализма позволило
Грибоедову создать поистине настоящий
шедевр литературы, заложить основы
нового жанра. Традиции "Горя от ума”
мы можем видеть и в "Евгении Онегине”,
романе, который был назван Белинским
"энциклопедией русской жизни”, хотя
это определение, на мой взгляд, можно с
полным правом отнести и к комедии
Грибоедова.