Грибоедов
был автором нескольких произведений,
но только одна комедия "Горе от ума”
принесла ему знаменитость. Эта пьеса
была написана в начале XIX века, когда в
России зарождались первые тайные
политические организации. Передовые
люди России, осознав несправедливость
положения русского народа, начали
объединяться в тайные революционные
организации. Эти люди понимали, что
русский народ, победивший в войне 1812
года, не заслуживает такого жалкого
существования. Назревает конфликт между
прогрессивным дворянством и
помещиками-крепостниками, борьба "века
нынешнего” с "веком минувшим”. И
комедия Грибоедова имеет такое большое
значение потому, что она была написана
именно в это время и отражает глобальные
проблемы современности.
На
мой взгляд, комедия очень интересна
своим композиционным своеобразием.
Пьеса имеет любовную линию и
общественно-политическую, и эти две
линии сложно переплетаются между собой,
развивал идейный замысел. Завязка сюжета
пьесы имеет любовный характер, так как
главный герой, Чацкий, приезжает в Москву
из-за своей любимой девушки, Софьи. В
доме Фамусова в первое время он весел,
взволнован, находится в хорошем
расположении духа и так ослеплен красотой
Софьи, что даже не замечает ее холодности
и отчуждения. Чацкий весело беседует с
Софьей, рисует меткие язвительные
карикатуры на их общих знакомых,
большинство из которых приходятся
родственниками Софьи. Девушка с трудом
скрывает свое раздражение. Но когда
Чацкий, перебрав всех общих знакомых,
случайно заводит разговор о Молчали-не
и нелестно отзывается о нем, Софья не
выдерживает и бросает в сторону: "Не
человек, змея!” Это была последняя
капля, переполнившая чашу терпения
девушки. Заметив же холодность Софьи,
раздосадованный Чацкий стремится
узнать, кого же на самом деле любит
Софья. Он вступает в беседу с Фамусовым,
во время которой между ними возникает
спор на идеологической основе. Собственно
здесь и происходит завязка
общественно-политического конфликта.
Чацкий, передовой человек того времени,
стоит на позиции прогрессивного
дворянства. Его идеалы отличны от идеалов
фамусовского общества, где царят
низкопоклонство, косность, ложь и
лицемерие, где о человеке судят не по
его достоинствам, а по его богатству и
чину. Чацкому же все это чуждо, для него
главное в жизни — приносить пользу
России, служить родине. Идеалом же
фамусовского общества является Максим
Петрович, который низкопоклонством и
лестью добился степеней известных и
ради этого мог "отважно жертвовать
замыслом”. Этим же идеалам следует и
Молчалин, который поставил себе целью
добиться повышения в чине и ради этого
идет на подлость, притворяясь влюбленным
в Софью. Чацкий же эти идеалы не приемлет,
на этой почве и возникает
общественно-политический конфликт.
Одновременно Чацкий продолжает выяснять,
кому же отдала сердце Софья. Здесь есть
два претендента: Скалозуб либо Молчалин.
Но Чацкий даже не может допустить мысли
о том, что Софья любит Молчалина. Чацкий
считает этого человека ничтожным и
низким. Да и каким еще можно считать
человека, который в жизни следует
завещанию своего отца — "угождать всем
людям без изъяна”? Но после того как
Софья упала в обморок, увидев, как
Молчалин упал с лошади, Чацкий начинает
понимать, что избранником Софьи является
Молчалин. Но он не хочет этому верить,
он не может понять, как Софья, та девочка,
с которой они вместе росли и имели много
общего, может теперь любить Молчалина.
Ведь Софья изначально была наделена
хорошими качествами, любила читать и
была достаточно образованна и умна, но,
живя в этом жутком обществе, она постепенно
нравственно деградировала, обществу
подавило в ней все хорошее, что в ней
было. Чацкий не может узнать свою Софью,
с которой они раньше много беседовали
и которая понимала его. Теперь Чацкому
даже не о чем говорить с Софьей, но все
же он ее любит. Софья деградировала до
такой степени, что теперь то, что
привлекает ее в Молчалине, отталкивает
ее от Чацкого. Молчалин скромен, покладист,
вежлив и старшим не перечит, а Чацкий
вспыльчив, дерзок, открыто высказывает
свое мнение. Решив отомстить Чацкому
за нелестные отзывы о Молчалине, Софья
распускает слух о его сумасшествии,
господа же Г. Д. и Г. Н. моментально
подхватывают эту сплетню, и вот уже вся
гостиная говорит о сумасшествии Чацкого.
Все гости с удовольствием верят этой
клевете. Фамусовское общество не может
простить Чацкому его ума, образованности.
"Ученье, вот чума, ученость, вот причина”,
— восклицает Фамусов. Они не могут
простить ему его передовых взглядов. В
своем монологе о французике из Бордо
Чацкий выступает против засилья
иностранщины, против того поверхностного
образования, которое давали иностранные
учителя детям. И дети не получали
глубокого русского образования, им не
прививали любовь к России, к русской
культуре. В монологе же "А судьи кто?”
Чацкий высмеивает низкопоклонство и
лицемерие, а также выступает против
крепостничества и обличает бесчеловечное
отношение помещиков к своим крестьянам.
И этот положительно умный и честный
человек вынужден нести "мильон терзаний”,
и эти терзания удваиваются в связи с
поражением Чацкого в любви. Зачинщицей
его травли является его любимая девушка,
которой он верил. Любовная линия пьесы
разрешается сценой за колонной, случайным
свидетелем которой стала Софья. Здесь
Молчалин признается в любви Лизоньке
и раскрывает ей свой коварный план.
Софья обманута, ей достался свой "мильон
терзаний”, тем более что невольным
свидетелем этой сцены также был и Чацкий.
Любовный конфликт и общественно-политический
разрешаются одновременно. Любовная
линия заканчивается отвержением Чацкого,
а общественно-политическая — его
отъездом из Москвы: "Вон из Москвы! сюда
я больше не ездок”. Чацкий уезжает из
Москвы. "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей”,
— скажет о нем Белинский. Неудивительно,
если Чацкий окажется в 1825 году на
Сенатской площади, такое тоже можно
предположить.