Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе
от ума» – величайшее произведение
русской и мировой литературы, которое
занимает видное место в отечественной
драматургии наряду с такими произведениями,
как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор»
и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад»
Лермонтова. В комедии
отображена борьба двух веков: «века
нынешнего» и «века минувшего». Двумя
яркими представителями «века минувшего»
являются Фамусов и Молчалин. Неверно
полагать, что персонажи комедии делятся
на «век нынешний» и «век минувший» лишь
по возрасту. Это деление проходит по
взглядам, которых придерживается
персонаж, его моральным принципам, его
поведению, привычкам и стремлениям.
Рассмотрим двух этих персонажей
подробнее. Фамусов
впервые появляется к комедии в сцене с
молоденькой служанкой Лизанькой, где
он пошло заигрывает с нею. Уже с самого
начала комедии мы получаем представление
о нравственном облике Фамусова, о его
старческом сластолюбии. Подобный случай
не был единичным в тогдашнем высшем
обществе, это было вполне в порядке
вещей. Фамусов очень
озабочен воспитанием и образованием
своей дочери Софьи:
Уж
об твоем ли не радели Об
воспитаньи! с колыбели!
Но
к чему сводится это воспитание?
Мать
умерла: умел я принанять В
мадам Розье вторую мать. Старушку
золото в надзор тебе приставил: Умна
была, нрав тихий, редких правил. Одно
не к чести служит ей: За
лишних в год пятьсот рублей Сманить
себя другими допустила.
В
своей ограниченности Фамусов не понимает,
что невозможно «принанять» вторую мать,
мать вообще никто не может
заменить. Однако все
старания Фамусова в воспитании дочери
не прошли даром: незаметно для самой
Софьи они сформировали ее характер, ее
правила поведения. Да и пример отца
становится для Софьи хорошим уроком:
об этом говорит ее умение быстро рассеять
недоверчивость и подозрения Фамусова,
ее притворство перед Чацким. Образ
Фамусова очень сложен. С одной стороны,
его речи по пылкости и пафосу не уступают
речам Чацкого, с другой стороны – он
что ругает, то и хвалит. Вспомним его
речи по поводу засилья всего
иностранного:
А все
Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда
моды к нам, и авторы, и музы: Губители
карманов и сердец!
Но
уже в следующем акте он будет хвалить
то, что не так давно ругал. Кроме того,
в своем мракобесье и ретроградстве он
так же пренебрежительно относится ко
всему исконно русскому, национальному:
Ей
сна нет от французских книг, А
мне от русских больно спится.
Подобное
поведение Фамусова не случайно,
закономерно: ведь он является выразителем
принципов общества, которое недаром
получило название фамусовского. Как
и все члены фамусовского общества,
Фамусов не желает и не умеет заниматься
служебными делами:
Боюсь
сударь я одного смертельно, Чтоб
множества не накоплялось их; Дай
волю вам, оно бы засело; А
у меня что дело, что не дело. Обычай
мой такой: Подписано,
так с плеч долой.
Идеал
жизни Фамусова всего фамусовского
общества – богатство при отсутствии
надобности и желания служить, знатность,
претензии на ум при отсутствии такового,
лесть и низкопоклонничество, в которых,
по их мнению, нет ничего зазорного,
ненависть ко всему новому, боязнь того,
что что то новое ворвется в их жизнь и
переменит ее. Секретарем
Фамусова является Молчалин – «враг
дерзости», робкий, преданный молодой
человек. Именно в нем живы и процветают
традиции фамусовского общества. Молчалин
беден, а потому, чтобы войти в высший
свет, он лицемерит, пресмыкается, лебезит
перед самыми «яркими» представителями
этого общества:
Там
моську вовремя погладит, Там
впору карточку вотрет…
Кроме
того, он нашел более легкий вариант, как
войти быстро и без особых унижений в
высший свет: он ловко играет роль
влюбленного в Софью человека:
И
вот любовника я принимаю вид В
угодность дочери такого человека…
За
несколько лет службы у Фамусова Молчалин
успел завязать нужные связи и приобрести
полезные знакомства, которые в дальнейшем
помогут ему «и награжденья брать, и
весело пожить». После
того как Софья случайно узнала о
притворстве Молчалина, он не растерялся,
он слишком живуч, чтобы быть уничтоженным
такой мелочью. Теперь Молчалин стал
приспосабливаться к новым условиям
жизни. В то время как
раз наступал период молчалиных, которые
представляли собой ту силу, которую
невозможно было уничтожить: «Молчалины
блаженствуют на свете!» – недаром с
горечью заметил Чацкий.