"Горе
от ума” - величайшее произведение
русской и мировой литературы, которое
занимает видное место в отечественной
драматургии наряду с такими произведениями,
как "Недоросль” Фонвизина, "Ревизор”
и "Женитьба” Гоголя, "Маскарад”
Лермонтова.
Уже
современники оценили всю мощь и значимость
этого произведения. Наибольшую
популярность комедия имела в кругах
декабристов, которые использовали ее
в пропагандистских и просветительских
целях. Произведение освещает период
времени, наступивший после Отечественной
войны 1812 года, период формирования и
роста тайных обществ, декабристского
движения.
В комедии
рассмотрены важнейшие вопросы того
времени. Автор не только затрагивает
проблему крепостничества, русского
просвещения и национальной культуры,
но и показывает изменения, произошедшие
в общественной жизни и деятельности
декабристских кружков.
В
комедии отражена борьба двух эпох
русской жизни- "века нынешнего” и "века
минувшего”. Так как произведение было
написано с целью обличения существующих
пороков, то в комедии выведены типичные
представители старого московского
барства, играющие заметную роль в
общественной жизни. В пьесе немало лиц,
каждое из которых дополняет картину
представленного нам круга людей. Их
интересы, нравы, порядки, идеалы очень
похожи. Все московские дворяне панически
боятся всего нового, каких-либо перемен.
Для них хорошо лишь то, что уже устоялось,
проверено опытом и жизнью. Они стремятся
делать все, "как делали отцы”, пусть
это даже низко, пошло и безнравственно.
Просто так положено: младшие слушают
старших, так как в их лета "не должно
сметь свое суждение иметь”. Фамусов и
все представители московского общества
- ярые крепостники, не признающие в своих
слугах людей. Для них что собачонка, что
арапка-девка - все едино, не стоит ровным
счетом ничего.
Главное
для московских бар - служба, вернее,
продвижение по ней, карьеру устраивают
всеми честными и бесчестными путями.
Их не интересуют дела, все, что делается,
делается для вида, да и обычай их таков:
"Подписано, так с плеч долой”.
Большую
роль в создании общественного мнения
играют чины и "орденки”, которые
раздаются частенько не за заслуги перед
Отечеством, а благодаря тому, что "есть
многие каналы” для получения очередного
чина или награды. В обществе московских
бар царят кумовство и протекция. И
впрямь, "ну как не порадеть родному
человечку” при раздаче чинов и званий.
Ярким примером тому - Загорецкий, который
"защиту от суда нашел” в домах Москвы,
где его терпят только ради приличия.
Нет, человеку без связей не добиться
"степеней известных”, недаром Фамусов
говорит: "При мне служащие чужие очень
редки; все больше сестрины, свояченицы
детки”, — что в очередной раз доказывает,
что вся власть и сила сосредоточены в
одних руках, руках московского дворянства.
Конечно, они не намерены выпускать ее,
они будут ее преувеличивать и преумножать
для своих детей, ведь "уж исстари
ведется, что по отцу и сыну
честь”.
Грибоедов в
лице Чацкого резко высмеивает просто
нездоровую любовь московских дворян
ко всему иностранному, стремление
набирать "учителей полки числом поболее,
ценою подешевле”. Фамусова и его
сородичей не интересует качество
образования, которое получают их дети.
Главное для них — факт присутствия
всяких мадам Розье и прочих
гувернеров-иностранцев. А уж школы,
лицеи и гимназии считают бесполезной
тратой времени. Учение по книгам, по
мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить,
а оставить их "так, для больших оказий”.
Их презрение к родному языку и национальной
культуре проявляется в каждом действии.
Уже то, что бытует "смешение языков
французского с нижегородским”,
подтверждает это. А все культурные
события проводятся "для затей”.
В
комедии резко поставлен вопрос о
крепостничестве. Считая крепостных
своим имуществом, дворяне позволяют
себе жестоко обходиться со своими
слугами. Об этих возмутительных фактах
повествует Чацкий в своих
монологах.
Изображая
жизнь московского дворянства, Грибоедов
подчеркивает их праздное времяпрепровождение,
высмеивает бессмысленное и бесцельное
прожигание жизни. Они все живут в своем
мире, ничего не замечая вокруг и не желая
знать никаких новшеств. Отгородившись
от внешнего мира, они "разливаются в
пирах и мотовстве”. Нравственные
ценности в обществе изменились. Все
сводится лишь к богатству и личному
благополучию.
Таким
образом, Грибоедов реалистически показал
в своей комедии типичных представителей
старой барской Москвы первой четверти
XIX века, эпохи столкновения "века
нынешнего” и "века минувшего”.