В чем
видят смысл существования люди
фамусовского общества? Прежде всего
заметим, что это не простые патриархальные
дворяне типа Ростовых Л. Н. Толстого или
Лариных А. С. Пушкина: перед нами еще и
люди служилого сословия, государственные
чиновники, а их быт — тот самый
«государственный быт», который решили
перевернуть храбрые декабристы«прапорщики».
Что является предметом вожделенных
мечтаний Молчалина? — «И награжденья
брать, и весело пожить». А Скалозуба? —
«Мне только бы досталось в генералы».
Чем привлекателен Скалозуб для Фамусова?
—
Известный человек,
солидный, И знаков тьму отличья нахватал,
Не по летам и чин завидный, Не нынче-завтра
генерал.
В фамусовском
мире люди повседневно заботятся о том,
что враждебно душе, а потому это люди,
потерявшие себя, живущие не собою, а
химерами «чина», «богатства», «знатности»,
внешними формами жизни, бесконечно
далекими от ее истинной сути. Дело,
например, для них не существенно, а
важнее видимость Дела. Фамусов так и
говорит:
А у меня, что
дело, что не дело,
Обычай
мой такой: Подписано, так с плеч
долой.
Они более
озабочены не тем, что есть на самом деле,
а тем, Как они выглядят в глазах других
людей. Поэтому чинопочитание в самых
унизительных формах представляется им
нормой человеческого существования.
Фамусов, например, с восхищением
рассказывает об унизительном шутовстве
Максима Петровича и ставит его в пример
Чацкому: «Учились бы, на старших глядя».
д Молчалин с убежденностью заявляет:
«Ведь надобно ж зависеть от других».—
«Зачем же надобно?» — «В чинах мы
не
больших».
Для
всех этих людей, не имеющих никаких
нравственных ценностей, лишенных чувства
собственного достоинства, единственным
идеалом, которому они служат и в плену
у которого находятся, является «молва»,
чужое мнение о себе. Лиза так и говорит:
«Грех не беда, молва нехороша». В обществе,
лишенном нравственных святынь, духовную
близость замещает именно это] животное,
стадное чувство, в основе которого лежит
злорадство, удовольствие от унижения
ближнего. Грибоедов показывает, как из
искры, брошенной Софьей,— легкого намека
на сумасшествие Чацкого,— разгорается
целый пожар, и в результате складывается
общее мнение, «молва». Умная Софья знает,
как это случается в Москве, и из желания
отомстить Чацкому бросает зерно сплетни
какомуто «господину тот — «господину
Д.», этот — Загорецкому. Загорецкий
добавляет в сплетню «шумиху» лжи. И вот
уже все светское общество слепо
подчиняется им же рожденному кумиру.
Не без горечи шутил по этому поводу
Пушкин:
И вот общественное
мненье! Пружина чести, наш кумир, И вот
на чем вертится мир!
Примечательно,
что комедия Грибоедова и заканчивается
сценическими сетованиями Фамусова:
«Ах! Боже мой! что станет говорить /
Княгиня Марья Алексевна!»
Мир,
находящийся в плену у собственных
пороков и низменных страстей, оказывается
на редкость монолитным и прочным. Люди,
его населяющие, отнюдь не глупы, а пороки
их связаны с невежеством в просветительском
понимании этого слова, а глубокой
извращенностью всех нравственных начал.
Ум этих людей, названный Некрасовым
«пошлым опытом, умом глупцова гибкий,
хитрый, предприимчивый и изворотливый,
умело обслуживает их низменные страсти
и побуждения. Чацкий заблуждается, видя
источник зла в том, что «начал свет
глупеть». ПричЙ на скрыта в человеческом
оподлении.