Комедия
«Горе от ума» написана Грибоедовым в
начале ХХ века. В то время страной правили
дворяне, подобные Фамусову и его
окружению, но среди дворян стали
появляться передовые люди вроде Чацкого.
Так и столкнулись два века – «век
нынешний» и «век минувший».
«Век минувший» представляет фамусовское
общество, в которое входят: П.А. Фамусов,
в доме, которого происходит действие,
Тугоуховские, Хлестова, Горичи, Скалозуб
и другие знакомые Фамусова. В среде
считается нормальным торговля крепостными.
Так «Нестор негодяев знатных» променял
своих верных слуг на трех борзых собак,
это, несмотря но то что крепостные верно
служили ему, а иногда и спасали его
жизнь. В фамусовском обществе крепостные
приравниваются к животным, достаточно
вспомнить слова старухи Хлёстовой:
«Вели их накормить… от ужина сошли
подачку». Фамусов может отправить своих
слуг «на поселенья» за то, что они не
уследили за Софьей, которая ночью
встречалась, как думает Фамусов, с
Чацким. Графиня-внучка, уходя, сказала
графине-бабушке» «Ну бал! Ну Фамусов!
Умел гостей назвать! Какие-то уроды с
того света!» - а как она хорошо объединилась
с «уродами» против Чацкого. В их обществе
нет искренности, Софья обманывает отца,
Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку,
Молчалин обманывает всех, укрыв маской
своё истинное лицо. Их отношения давно
потеряли искренность и душевную теплоту.
Все они преклоняются перед теми, кто
богаче и могут их продвинуть по службе.
В свою очередь требуют такого же отношения
к себе со стороны тех, кто ниже в
чинах.
Фамусовское
общество отличает безразличие к службе.
Они практически не выполняют никаких
служебных обязанностей. Да и где найти
время для работы, ведь они только
сплетничают, развлекаются на балах,
ходят на званые ужины и обеды. По настоянию
Молчалина, Фамусов подписывает какие-то
бумаги, несмотря на то что в них
«противуречье есть, и многое недельно».
«Обычай мой такой: подписано, так с плеч
долой» - говорил Фамусов. На службе у
него только родственники, за исключением
Молчалина. В их среде, чтобы завоевать
чин, нужно не служить делу, а «прислуживаться»,
как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич
вспоминает своего дядю, важного человека,
служившего при императрице Екатерине,
о котором он говорит: «Когда же надо
подслужиться, и он сгибался в перегиб».
Так вот этот дядя стал на время шутом,
чтобы развеселить императрицу.
Все
они настроены враждебно по отношению
к людям, которые занимаются наукой,
творчеством. Все они уверены в том, что
книги – это зло: «Уж коли зло пресечь:
забрать все книги бы да сжечь». Фамусов
считает, что «ученье – вот чума, ученость
– вот причина, что нынче, пуще, чем когда,
безумных развелось людей, и дел, и
мнений». Княгиня Тугоуховская вспоминает
своего племянника князя Федора, который
«чинов не хочет знать». А все потому,
что «он химик, он ботаник».
В дом Фамусова «дверь отперта для званых
и незваных, особенно из иностранных».
Фамусовское общество во всем и везде
слепо подражает иностранцам, особенно
французам. Чацкий вспоминает, что
«французик из Бордо», не нашел в доме
Фамусова «ни звука русского, ни русского
лица». Этот «французик» чувствует себя
в России как на родине, потому что здесь
он важный человек и ему все рады,
независимо от того, кем он был во Франции.
Принято, что если человек вставляет в
свою речь французские слова, фразы, то
он считается хорошо воспитанным.
Гончаров
в своей статье «Мильон терзаний» писал
о «Горе от ума», — что оно «все живет
своею нетленною жизнью, переживет и еще
много эпох и все не утратит своей
жизненности». Я полностью разделяю его
мнение. Ведь писатель нарисовал реальную
картину нравов, создал живых персонажей.
Настолько живых, что они дожили до наших
времен. Мне кажется, что в этом и
заключается секрет бессмертия комедии
А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы,
молчалины, скалозубы по-прежнему
заставляют современного нам Чацкого
испытывать горе от ума.