Александр
Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших
людей своего времени. Он получил блестящее
образование, знал несколько восточных
языков, был тонкий политик и дипломат.
Грибоедов погиб в 34 года мучительной
смертью, растерзанный фанатиками. Он
оставил потомкам два замечательных
вальса и комедию "Горе от ума”.
"Горе
от ума” — социально-политическая
комедия. Грибоедов дал в ней правдивую
картину русской жизни после Отечественной
войны 1812 года. Читатель может проследить
развитие конфликта между двумя
общественно-политическими лагерями:
крепостников (фамусовское общество) и
антикрепостников (Чацкий).
Фамусовское
общество традиционно. Жизненные устои
его таковы, что учиться надо, "на старших
глядя”, уничтожать вольнодумные мысли,
служить с покорностью лицам, стоящим
ступенькой выше, а главное — быть
богатым. Своеобразным идеалом этого
общества являются в монологах Фамусова
Максим Петрович и дядя Кузьма
Петрович:
...Вот
пример:
Покойник был
почтенный камергер,
С
ключом и сыну ключ умел доставить;
Богат,
и на богатой был женат;
Переженил
детей, внучат;
Скончался,
все о нем прискорбно поминают:
Кузьма
Петрович! Мир ему! —
Что
за тузы в Москве живут и умирают!...
Образ
Чацкого, напротив, это что-то новое,
свежее, врывающееся в жизнь, несущее
перемены. Это реалистический образ
человека, выражающего передовые идеи
своего времени. Чацкого можно было бы
назвать героем своего времени. В монологах
Чацкого прослеживается целая политическая
программа. Он разоблачает крепостничество
и его порождения: бесчеловечность,
лицемерие, тупую военщину, невежество,
лжепатриотизм. Он дает беспощадную
характеристику фамусовскому
обществу.
Диалоги
Фамусова и Чацкого —это борьба. В начале
комедии она проявляется еще не в острой
форме. Ведь Фамусов — воспитатель
Чацкого. В начале комедии Фамусов
благосклонен к Чацкому, он даже готов
отдать руку Софьи, но ставит при этом
свои условия:
Сказал
бы я, во-первых: не блажи,
Именьем,
брат, не управляй оплошно,
А,
главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий бросает:
Служить
бы рад, прислуживаться тошно.
Но
постепенно начинает завязываться другая
борьба, важная и серьезная, целая битва.
Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу
перчатку.
Смотрели бы,
как делали отцы,
Учились
бы, на старших глядя! –
раздался
военный клич Фамусова. А в ответ —
монолог Чацкого "А судьи кто?”. В этом
монологе Чацкий клеймит "прошедшего
житья подлейшие черты”.
Каждое
новое лицо, появляющееся в процессе
развития сюжета, становится в оппозицию
к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные
персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я
княжна и т.д.
Но в
комедии есть и еще один конфликт, еще
одна интрига — любовная. И. А. Гончаров
писал: "Всякий шаг Чацкого, почти всякое
его слово в пьесе тесно связано с игрой
чувства его к Софье”. Именно непонятное
Чацкому поведение Софьи послужило
мотивом, поводом к раздражению, к тому
"мильону терзаний”, под влиянием
которых он только и мог сыграть указанную
ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается,
не понимая, кто его соперник: то ли
Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он
становится по отношению к гостям Фамусова
раздражительным, невыносимым, колким.
Софья, раздраженная репликами Чацкого,
оскорбляющего не только гостей, но и ее
возлюбленного, в разговоре с г-ном Н
упоминает о сумасшествии Чацкого: "Он
не в своем уме”. И слух о сумасшествии
Чацкого несется по залам, распространяется
среди гостей, приобретая фантастические,
гротескные формы. И сам Чацкий, еще
ничего не зная, подтверждает этот слух
жарким монологом о "французике из
Бордо”, который он произносит в пустом
зале. В четвертом действии комедии
наступает развязка обоих конфликтов:
Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это
Молчалин. Тайна раскрыта, сердце разбито,
мучениям нет конца.
Ах!
Как игру судьбы постичь?
Людей
с душой гонительница, бич! -
Молчалины
блаженствуют на свете! –
говорит
разбитый горем Чацкий. Его задетая
гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он
порывает с Софьей:
Довольно!
С вами я горжусь моим разрывом.
И
перед тем как навсегда уйти, Чацкий в
гневе бросает всему фамусовскому
обществу:
Из огня тот
выйдет невредим,
Кто
с вами день пробыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И в
нем рассудок уцелеет...
Чацкий
уезжает. Но кто он — победитель или
побежденный? Наиболее точно на этот
вопрос ответил Гончаров в статье "Мильон
терзаний”: "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрягавшийся
в пословицу: "Один в поле не воин”. Нет
воин, если он Чацкий, и притом победитель,
но передовой воин, застрельщик и —
всегда жертва”.