Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Литературное
произведение – «сложный хорошо
настроенный музыкальный инструмент».
Драматическое произведение «живет»
благодаря репликам, которые складываются
в диалоги, в сцены и целые действия. Не
убавить, не прибавить в готовое
литературное произведение ничего
нельзя. Порой сцена или реплика становится
ключом, открывающим идею произведения.
Итак, диалог Фамусова с Чацким (2 явления,
2 действие). На первый
взгляд это явление ничем не примечательно.
На протяжении комедии Фамусов и Чацкий
будут не раз разговаривать. Но вот, что
интересно во втором действии очень
много монологов. Герои делятся своими
взглядами на жизнь, своеобразными
программами. Перед эпизодом, который я
анализирую – монолог Фамусова, он
раздражен приездом Чацкого. Раньше он
называл его «сорванец», от него никогда
не знаешь чего ждать. В предыдущем
явлении Фамусов пытался упорядочить
свою жизнь и как-то успокоить ее,
перелистывая календарь, на страницах
которого жизнь протекает между рождением,
едой и смертью. Успокоив себя таким
образом Фамусов встречает Чацкого даже
гостеприимно «А! Александ Андреич,
просим. Садитесь-ка». Однако Чацкий
чуткий и проницательный человек, он
сразу чувствует настроение Фамусова
«Вы что-то невеселый стали», - говорит
он ему. Фамусов продолжает делать вид,
что он гостеприимный хозяин и рад
Чацкому. Фамусов успокаивается после
реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я
посватаюсь, вы что бы мне сказали?». Он
понимает, что на сию секунду он хозяин
положения и начинает наступать, назидая
Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет
право учить Чацкого. «Сказал бы я
во-первых: не блажи. Имением, брат, не
управляй оплошно, а главное, подит-ка
послужи».Фамусов не просто учит, а
выдвигает два условия: «подит-ка послужи»,
«не будь гордецом». Монолог Фамусова –
пример наступательной речи. Он не
вспоминает «былое, доброе время». Он
навязывает Чацкому свой образ жизни.
«Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы
как делали отцы? Учились бы, на старших
глядя». Предложения в монологе
исключительно восклицательные и
риторические вопросы, то есть Фамусов
не ожидает ответа от своего собеседника.
Чацкий начинает обороняться, но достаточно
спокойно, но при этом выражает, с точки
зрения Фамусова, вредные революционные
идеи. Он защищается от того образа жизни,
который собой олицетворяет Фамусов. Он
не желает «гнуть шею», «брать лбом»,
«плести лесть кружев», «надевать личину
усердия к царю» и «жертвовать затылком»,
чацкий защищается от морали, которая
ему навязана, он не проповедует революцию,
и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым:
«Длить споры не мое желанье», Чацкий не
собирается «оскорблять ушей» отца
Софьи. В этом явлении
тот Чацкий, которого не видят в комедии,
его реплики это всего лишь следствие
молодого и пылкого нрава. У него нет
другого выхода, он просто не может
молчать. Чацкий пожил в другой обстановке,
с другими людьми, с другими мыслями, он
не наивный человек и прекрасно понимает,
что Фамусова не переделать, он лишь дает
понять, что имеет другие взгляды. Однако,
это явление знакомит читателя с наивным
Чацким, который считает, что «век минувший
уже отжил», «нынче смех страшит…»
Этот эпизод помогает читателю по-настоящему
понять характер Чацкого и идею комедии.