Чацкий
начинает новый век — ив этом все его
значение и весь ум.
И.
А. Гончаров
Комедия А.
С. Грибоедова "Горе от ума" сыграла
выдающуюся роль в деле общественно-политического
и нравственного воспитания нескольких
поколений русских людей. Она вооружила
их на борьбу с насилием и произволом,
подлостью и невежеством во имя свободы
и разума, во имя торжества передовых
идей и подлинной культуры. Мы, как и наши
отцы и деды, восхищаемся художественным
совершенством "Горя от ума", блеском
языка, поразительно ярким изображением
быта и нравов, реалистической точностью
образов Грибоедова.
В
комедии показана борьба нового со
старым, которая разгоралась все сильнее,
проникая в разные сферы жизни, отражаясь
в искусстве и литературе. Наблюдая эту
борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в
своей комедии с точки зрения передового
человека своего времени, близкого по
взглядам к декабристам.
В
образе Чацкого Грибоедов впервые в
русской литературе показал "нового
человека", воодушевленного возвышенными
идеями, поднимающего бунт против
реакционного общества в защиту свободы,
гуманности, ума и культуры, воспитывающего
в себе новую мораль, вырабатывающего
новый взгляд на мир и на человеческие
отношения.
Александр
Андреевич Чацкий — это молодой человек,
дворянин. Родители Чацкого рано умерли,
и он воспитывался в доме Фамусова —
друга его покойного отца. Чацкий не
только умный, но и развитый человек, с
чувством, или как его рекомендует
горничная Лиза:
Да-с,
так сказать, речист, а больно не
хитер;
Но будь военный,
будь он статский,
Кто
так чувствителен, и весел, и остер,
Как
Александр Андреич Чацкий!
В
"Горе от ума" все гости Фамусова
рабски копируют обычаи, повадки и наряды
французских модисток и безродных заезжих
проходимцев, разжившихся на русских
хлебах. Все они изъясняются на "смеси
французского с нижегородским" и
немеют от восторга при виде любого
заезжего "французика из Бордо".
Устами Чацкого Грибоедов с величайшей
страстью разоблачил это недостойное
раболепие перед чужим и презрение к
своему:
Чтоб истребил
Господь нечистый этот дух
Пустого,
рабского, слепого подражанья;
Чтоб
искру заронил он в ком-нибудь с
душой,
Кто мог бы
словом и примером
Нас
удержать, как крепкою вожжой,
От
жалкой тошноты по стороне чужой.
Чацкий
пламенно любит родину, но не государство
царей, помещиков и чиновников, а Россию
народную, с ее могучими силами, заветными
преданиями, умом и трудолюбием. Эта
подлинная любовь к родине обернулась
горячей ненавистью ко всяческому рабству
и угнетению народа — социальному,
политическому, духовному.
Дворяне
фамусовского круга ценят в людях чины
и богатство, а Чацкий — искренний,
остроумный, он посмеивается над Фамусовым,
остро вышучивает московских дворян, их
жизнь и времяпрепровождение:
Не
эти ли грабительством богаты?
Защиту
от суда в друзьях нашли, в
родстве,
Великолепные
соорудя палаты,
Где
разливаются в пирах и мотовстве.
Да
и кому в Москве не зажимали рты
Обеды,
ужины и танцы?
Фамусов
пытается поучать Чацкого: "Именьем,
брат, не управляй оплошно. А главное —
поди-тка послужи". Чацкий презирает
людей, готовых
У
покровителей зевать на потолок,
Явиться
помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить
стул, поднять платок.
Он
считает, что нужно служить "делу, а
не лицам". Чацкий защищает право
человека свободно выбирать себе занятия:
путешествовать, жить в деревне, "вперить
ум" в науки или посвятить себя
"искусствам творческим, высоким и
прекрасным", поэтому Фамусов объявляет
Чацкого опасным человеком, не признающим
властей.
Личная драма
Чацкого — его неразделенная любовь к
Софье, Софья, при всех своих хороших
душевных задатках, все же целиком
принадлежит к фамусовскому миру. Она
не может полюбить Чацкого, который всем
складом своего ума и своей души
противостоит этому миру. Он любит
серьезно, видя в Софье будущую жену.
Между тем Чацкому досталось выпить до
дна горькую чашу, не найдя ни в ком
"сочувствия живого", и уехать, увозя
с собой только "мильон терзаний".
Ах,
тот скажи любви конец,
Кто
на три года вдаль уедет!
А.
А. Чацкий серьезно готовится к общественной
деятельности. "Он славно пишет,
переводит", — говорит о нем Фамусов
и все твердит о его высоком уме. Он
путешествовал, учился, читал, принимался,
как видно, за труд, был в сношениях с
министрами и разошелся. Нетрудно
догадаться, почему: "Служить бы рад,
— прислуживаться
тошно".
Одно
из главных отличительных свойств Чацкого
— полнота чувств. Она проявилась и в
том, как он любит, и в том, как он гневается
и ненавидит. Во всем он проявляет истинную
страсть, всегда бывает горяч душою. Он
пылок, остер, умен, красноречив, полон
жизни, нетерпелив. Он являет собой
воплощение доброй юности, честности,
доверчивости, по-юному безграничной
веры в себя и свои возможности. Эти
качества делают его открытым для ошибок
и уязвимым.
Чацкий —
единственный зримо действующий
положительный герой в комедии Грибоедова.
Но его нельзя назвать исключительным
и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист
и романтик соединяются в нем, как они
часто соединялись в ту эпоху в реальных
людях и реальной жизни. У него есть
единомышленники: мы узнаем о них благодаря
внесценическим персонажам (тем, о которых
говорится в пьесе, но которые прямо не
заняты в действии). Это, например,
профессора Педагогического института,
которые, по словам княгини Тугоуховской,
"упражняются в расколах и безверье",
это "безумные люди", склонные к
ученью, это племянник княгини князь
Федор, "химик и ботаник".
Чацкий
в комедии представляет молодое мыслящее
поколение русского общества, его лучшую
часть. А. И. Герцен писал о Чацком: "Образ
Чацкого, печального, неприкаянного в
своей иронии, трепещущего от негодования,
преданного мечтательному идеалу,
появляется в последний момент царствования
Александра I, накануне восстания на
Исаакиевской площади. Это — декабрист,
это человек, который завершает эпоху
Петра Первого и силится разглядеть, по
крайней мере на горизонте, обетованную
землю..."
Комедия
Грибоедова до сих пор овеяна дыханием
жизни, зовущей людей вперед, в настоящее
и будущее, и отметающей со своего пути
все старое, отжившее.