Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Он
вечный обличитель лжи, запрятавшейся
в пословицу: «Один в поле не воин». Нет,
воин, если он Чацкий… И.А.Гончаров.
Молчалин
сказал себе: «Я хочу составить карьеру»,
- и пошел по той дороге, которая ведет к
«степеням известным»: пошел и уже не
своротит ни вправо, ни
влево… Д.И.Писарев.
Одним
из выдающихся произведений первой
половины XIX века является комедия
Александра Сергеевича Грибоедова «Горе
от ума». В ней отразились изменения,
произошедшие в обществе после Отечественной
войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает
самые важные проблемы своего времени:
государственная служба, патриотизм,
крепостничество, человеческие
взаимоотношения, состояние просвещения
и образования. Взгляды на эти проблемы
у представителей разных поколений,
«века нынешнего» и «века минувшего»,
различны. Столкновение этих взглядов
является основной темой произведения
и наиболее ярко проявляется в противостоянии
Чацкого и Молчалина. Чацкий
и Молчалин – ровесники, но контраст
между ними очень велик. Александр
Андреевич Чацкий – это молодой
образованный дворянин, передовой человек
своего времени, яркий представитель
«века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном
служении Отечеству, о том, чтобы приносить
пользу народу, который он уважает. По
словам Гончарова, «он очень положителен
в своих требованиях и заявляет их в
готовой программе, выработанной не им,
а уже самим веком». Чацкий презирает
чинопочитание, карьеризм, притворство,
лицемерие. Он «служить бы рад», но ему
«прислуживаться тошно». По своим взглядам
и убеждениям Чацкий близок к декабристам.
Он любит русский народ, отрицательно
относится к крепостничеству, преклонению
перед всем иностранным, уважает
национальный язык и культуру. Молчалин
является полной противоположностью
Чацкого. У него совсем другие идеалы.
Цель его жизни – карьера, высокое
положение в обществе, богатство. Смысл
жизни Молчалин видит только в своем
благополучии: «И награжденья брать, и
весело пожить». Для достижения своей
цели он готов использовать любые пути
и средства, вынести любые унижения.
Главное оружие Молчалина – лесть,
услужливость, хитрость, изворотливость.
Его закон: «Угождать всем людям без
изъятья». И Молчалин неотступно следует
ему, но только в отношении тех, кто выше
его по чину, кто может быть ему полезен.
С теми же, кого он считает ниже себя,
Молчалин высокомерен. С Лизой забывает
о робости, становится повесой. Чацкого
считает неудачником, поэтому держится
с ним снисходительно, позволяет себе
давать ему полезные советы. Чацкий
же относится к Молчалину презрительно,
считая его ничтожеством, «жалчайшим
созданьем». Различие
между Чацким и Молчалиным выразилось
и в том, как они ведут себя в обществе.
Чацкий независим, всегда и обо всем
имеет свою точку зрения и не боится ее
высказать. Его монологи эмоциональны
и красноречивы. Молчалин же предпочитает
держать свое мнение при себе и убеждает
общество, что в его лета «не должно сметь
свои суждения иметь». У
Чацкого и Молчалина разное отношение
к любви. Чацкий искренне любит Софию.
Только ради нее он приехал в Москву и
первым делом пошел повидаться с ней. Но
его любовь оказывается безответной, во
что влюбленный Чацкий долго не может
поверить. Молчалин
же только притворяется, что питает к
Софии нежные чувства. Он начинает играть
роль любовника исключительно ради
карьеры, «в угодность дочери такого
человека», как Фамусов. Несмотря
на молодость, Молчалин является
представителем «века минувшего». Он
полностью поддерживает мораль и нравы
старой Москвы, и общество платит ему
взаимностью, относясь к нему
доброжелательно. Чацкий
категорически отрицает порядки, по
которым живет вся Москва, прекрасно
понимая свою несовместимость с этим
миром, «веком минувшим»: …из
огня тот выйдет невредим, Кто
с вами день пробыть успеет, Подышит
воздухом одним, И в
нем рассудок уцелеет… Из-за
нестандартных убеждений Чацкого холодно
принимают в Москве, относятся к нему с
неприязнью, считают возмутителем
спокойствия. Поэтому по городу легко
разносится сплетня о сумасшествии
Чацкого, и он вынужден покинуть общество,
отвергшее его. Комедия
«Горе от ума» в силу своей актуальности
сразу же завоевала большой успех у
современников. Не менее актуальна она
и сейчас, так как пороки, высмеянные
Грибоедовым, находят свое место и в наше
время, и они вряд ли исчезнут в будущем.
Проблемы образования, воспитания
молодежи, любви, морали, карьеры,
затронутые в комедии, являются также
проблемами и современного общества.
Это делает «Горе от ума» бессмертным
произведением.