Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
А. С.
Грибоедов родился в Москве в семье
отставного военного. Поступает на
философский факультет в Московский
университет. Оканчивает его, затем
поступает в Коллегию иностранных
дел. В 1820 году приступает
к осуществлению замысла комедии "Горе
от ума”. В связи с работой комедию
заканчивает только через несколько
лет. "Горе от ума”
держится каким-то особняком в литературе
и отличается моложавостью, свежестью
и является образцовым произведением.
В нем нет ни одного бледного пятна, ни
одного постороннего, лишнего штриха и
звука. Все детали не сочинены, а взяты
из московских гостиных и перенесены в
книгу. Комедия "Горе
от ума” — одно из самых ярких произведений
не только писателя, но и всей
литературы. Основной
конфликт комедии — столкновение
консервативного дворянского общества
с миром новых людей. К обществу принадлежит
Молчалин, к "новым людям” с уверенностью
можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий
главный герой, он не только умнее всех
прочих, но и положительно умен. Ему
принадлежат 300—400 душ, и он возвращается
после отдыха на кислых водах в Москву.
До его приезда Москва была носительницей
старых взглядов (город тирании
общественного мнения и преклонения
перед мундиром и чинами). Защищал этот
город Фамусов, а прислуживался у него
Молчалин. По мнению автора, в отличие
от Чацкого, это главный отрицательный
персонаж комедии, глупый любовник и
сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в
нем эти черты, ведь все иногда бегают в
поисках впечатлений за противоположным
полом. То есть одной он говорит одно, а
другой — другое. Этот подлый человек,
у которого нет ничего святого, исправно
выполняет завет отца: "угождать всем
людям без изъятья”, даже "собаке
дворника, чтоб ласкова была”. Чацкий
— человек честный, искренний, способный
трезво и независимо мыслить, видеть
пороки и противоречия своего общества.
Особенно ярко показывает Грибоедов эти
качества, противопоставляя Чацкому
низкого подхалима и лицемера
Молчалива. Чацкий,
приехав, сразу отправляется к Софье в
надежде найти ответ на прежние чувства
— и не находит. Но его поразили две
перемены: она необыкновенно похорошела
и охладела к нему — тоже необыкновенно.
У него возникает сомнение, что она
влюблена. Он пытается узнать, кто это,
и по возможности вернуть чувства и
расположение Софьи. Чацкий
—сторонник новых рассуждений о жизни,
он не старается кого-то переубедить. Он
выступает за введение новых порядков
и поэтому с самого начала неодобрительно
относится к членам фамусовского общества
и Молчалину в том числе. Поначалу Чацкий
всем приходится по душе. За него даже
хотят выдать дочь одной графини, но та,
узнав о том, что он не очень богат,
опровергает это. Молчалин же пробивается
по жизни сам. Он служит секретарем у
Фамусова. В сцене бала он услужливо
восхваляет шпица Хлестовой, чем
заслуживает ее расположение. На
протяжении всей комедии продолжается
сюжетный мотив "падения”: Чацкий, едва
появившись в доме, рассказывает, что по
дороге падал много раз. Но падение
Молчалива с лошади, при вести о котором
Софья лишается чувств, "рифмуется” с
образцовым падением фамусовского дяди
Максима Петровича: "Упал он больно —
встал здорово”. Это вписывает его в ту
неизменную московскую традицию, против
которой выступал Чацкий. Молчалин
видит смысл жизни в своем благополучии:
"И награжденья брать, и весело пожить”.
А Чацкий мечтает о бескорыстном служении
отчизне, о том, чтобы принести пользу
народу, который он уважает и считает
"умным и бодрым”. В то же время он
презирает слепое чинопочитание,
угодничество, карьеризм. Он "служить
бы рад”, но ему "прислуживаться
тошно”. Единственное,
для чего он приехал в Москву, — это
увидеть Софью. А когда он узнает, что
она влюблена в Молчалина, начинает
всячески ругать его. В
итоге Софья застает Молчалива в объятиях
своей служанки Лизы. Чацкого, находившегося
наедине с Софьей, после этого увидел
Фамусов и посчитал, что это свидание.
Чацкий должен покинуть дом и уехать. По
существу, никто из них не выиграл. Чацкий
уехал, разочаровавшись, Молчалин покинул
дом в стыдливом положении. Мораль
комедии такова: во всем, что получим мы
от жизни плохого, подчас виноват наш
ум. (Самый лучший пример — Чацкий.) "Горе
от ума” появилось раньше Онегина,
Печорина, пережило их, прошло невредимо
гоголевский период и проживет еще много
эпох.