Комедия
"Горе от ума” была написана в 1824 году.
В этом произведении А. С. Грибоедов
воссоздал правдивую картину русской
жизни первой четверти XIX века: показал
изменения, произошедшие в русском
обществе после Отечественной войны
1812 года, отразил антикрепостнические
воззрения декабристов. Автор сам
придерживался идей декабризма, что
подтверждает его комедия и созданный
в ней образ Чацкого.
Александр
Андреевич Чацкий показан А. С. Грибоедовым
как передовой человек "века нынешнего”.
Он зло высмеивает пороки московского
общества, характерным представителем
которого является Фамусов. Приехав в
Москву, Чацкий открывает для себя, что
люди живут по старым законам "матушки
Екатерины” и являются ярыми сторонниками
существующего режима. Он категорически
отрицает порядки, по которым живет вся
Москва, и превосходно понимает свою
несовместимость с этим миром, "веком
минувшим”. Он независим, имеет свою
точку зрения на все, что его окружает,
а также, в отличие от фамусовского
общества, негативно относится к
крепостному праву, которое калечит
судьбы и души людей. Из-за этих убеждений
его холодно и неприязненно встречают
в Москве, "дичатся, как чужого”.
На
протяжении всего действия комедии автор
сталкивает Чацкого с консервативными
кругами московского дворянства. Он
показывает явный контраст во взглядах
Чацкого и его оппонентов на службу,
власть, "век нынешний”, "век минувший”,
иностранцев, просвещение, народ,
нравы.
Александр
Андреевич — умный, серьезный, образованный
человек ("он славно пишет, славно
переводит”, "он малый с головой”). Он
презирает низкопоклонство, лживость,
притворство. Каждая реплика Фамусова,
каждый его монолог, где он выступает
защитником прошлого, вызывают гнев и
ярость у Чацкого. Рассказывая о своем
идеале, воплощенном в Максиме Петровиче
(вельможе времени Екатерины), который
не видел ничего зазорного и постыдного
в лести и низкопоклонстве, Фамусов
убеждает Чацкого учиться на этом примере.
Это возмущает Чацкого, так как он
стремится служить делу, а не лицам:
"Служить бы рад, прислуживаться
тошно”.
В ответ
Фамусову и всему его окружению звучит
страстный монолог, в котором грибоедовский
герой сопоставляет "век нынешний” и
"век минувший”, старается говорить
конкретно и в то же время твердо отстаивает
свои жизненные принципы.
Эпоха
Екатерины, которая так по сердцу Фамусову,
в глазах Чацкого является "веком
покорности и страха”. Он утверждает,
что теперь настали иные времена, когда
нет желающих "смешить народ, отважно
жертвовать затылком”, а причину объясняет
следующим:
Хоть есть
охотники поподличать везде,
Да
нынче смех страшит и держит стыд в
узде;
Недаром жалуют
их скупо государи.
Приводя
примеры жестокого обращения дворян с
крепостными, Александр Андреевич
протестует против царящего в стране
беззакония, осуждает помещиков-крепостников,
один из которых обменивает своих верных
слуг на "борзые три собаки”, а они "в
часы вина и драки и честь и жизнь его не
раз спасали”. А другой барин продает
актеров своего театра, крепостных
"Амуров и Зефиров”, поодиночке из-за
того, что "должников не согласил к
отсрочке”.
Уже в этом
обнаруживается несовместимость взглядов
Чацкого с взглядами не только Фамусова,
но и всего представленного в комедии
московского дворянства. Для примера
можно взять полковника Скалозуба,
военного карьериста, "созвездие маневров
и мазурки”. Этот человек глуп, он "слова
умного не выговорил сроду”, рассуждает
только о "фрунте и рядах”. А когда
Фамусов спрашивает его об общей знакомой,
Скалозуб тупо заявляет:
Не
знаю-с, виноват;
Мы с
нею не служили.
Все
окружающие относятся к нему с иронией.
Так, например, по определению остроумной
Лизы, служанки Софьи, Скалозуб — "и
золотой мешок, и метит в генералы”.
Мечта
этого человека — стать генералом, что
очень возможно, так как "вакансии как
раз открыты”:
То
старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Молчалин,
еще один типичный представитель
фамусовского общества, также ставит
своей целью карьеру, ему свойственно
низкопоклонство. Он знает, когда нужно
поднять платок, а когда погладить моську
влиятельной старухи. Фамилия Молчалина
оправдывается его поведением. "Вот он
на цыпочках и небогат словами”, —
говорит о нем Чацкий. Уступчивость и
кротость Молчалина, которыми так
восхищается Софья, — лишь маска, которая
служит для достижения жизненной цели,
а именно, — блестящей карьеры, чинов,
богатства. Высшее счастье он видит в
том, чтобы "и награжденья брать и весело
пожить”. Для этого он выбрал самый
верный путь: лесть, угодничество. "Он
дойдет до степеней известных, ведь нынче
любят бессловесных”, — презрительно
бросает Чацкий. Молча-лин знает, как ему
надо себя вести, и так определяет свою
тактику:
Во-первых,
угождать всем людям без изъятъя
—
Хозяйку, где доведется
жить,
Начальнику, с
кем буду я служить,
Слуге
его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья
зла,
Собаке дворника,
чтоб ласкова была.
Низкопоклонство и угодничество
вышестоящим — вот жизненный принцип
Молчалина, уже приносящий ему известный
успех. "С тех пор как числюсь по архивам,
три награжденья получил”, — говорит
он Чацкому, прибавляя, что у него есть
два таланта: "умеренность и
аккуратность”.
Внутренний
мир Чацкого, его взгляды на жизнь вступают
в противоречие с сутью фамусовского
общества. Этот человек не вписывается
в него, поэтому неудивительно, что его
в конце комедии объявляют сумасшедшим.
И перед тем, как уйти, Чацкий говорит
всему "веку минувшему”:
Из
огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит
воздухом одним,
И в
нем рассудок уцелеет...
Главный
герой покидает дом Фамусова. В этом
обществе ему нет места.
Гончаров
в статье "Мильон терзаний” так сказал
об этом: "Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей.
Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся
в пословицу: "один в поле не воин”. Нет,
воин, если он Чацкий, и притом победитель,
но передовой воин, застрельщик и —
всегда жертва”.