Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия
"Горе от ума” была написана автором с
1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась
война с Францией, и под влиянием
французских идей в русском обществе
начала формироваться новая идеология,
которая нашла свое достойное завершение
в восстании декабристов в 1825
году. Молодые дворяне,
передовая их часть, стремились изменить
действительность, а старшее поколение,
напротив, всеми силами старалось удержать
общество от всяких времен, делать все
так, "как делали отцы”. Автор
комедии, безусловно, принадлежал к
обществу молодых реформаторов, он был
близок с декабристами, посвящен в дела
тайных обществ, критиковал правительство.
Поэтому и главный герой пьесы - Чацкий
- вышел из-под его пера очень похожим на
самого автора, а общество старых дворян
представлено так ярко и
многогранно. Московское
общество, показанное в комедии, нередко
называют "фамусовским обществом”, и
это название не лишено смысла. Центральное
место здесь занимает Павел Афанасьевич
Фамусов, богатый и известный московский
барин. В его монологах, репликах и спорах
хорошо видны те привычки и законы, по
которым живет он и его окружение. Главная
забота этого общества - сохранить все,
как оно есть, а их девиз - "учились бы,
на старших глядя”. Состав
фамусовского общества весьма разнообразен:
тут и чиновники (Фамусов и Молчалив), и
военные (Скалозуб), графы и князья
(Тугоуховские, Хрюмины), а также другие
персонажи, объединенные реакционными
взглядами на развитие общества. Следует
отметить и художественный прием, которым
пользуется автор, при описании взглядов
и пороков московского общества. Он берет
по одному представителю из определенного
круга и высмеивает недостатки каждого.
Так, Скалозуб - представитель военщины,
Молчалин - мелкий служащий. Но
Грибоедов не просто показывает
принадлежность героя к какому-либо
классу, группе. Автор подчеркивает
типичность каждого персонажа комедии.
Так, Павел Афанасьевич Фамусов -
"управляющий в казенном месте”, крупный
чиновник, крепостник. Казалось бы, у
него есть все, но Фамусов мечтает о
титуле, добыча которого становится для
него смыслом жизни. Он видит только один
путь осуществления своей мечты - выдать
дочь замуж за знатного и богатого
человека. Поэтому он и приглашает в свой
дом на балы и танцевальные вечера графов
и князей. Однако знатный - не значит
богатый, и Фамусов старается сочетать
и "золотой мешок” и "чин”:
Будь
плохонький, да если наберется Душ
тысячки две родовых, - Тот
и жених...
Чацкий тут
же добавляет: "Ведь только здесь еще и
дорожат дворянством”. Основной претендент
на руку Софьи и идеальный вариант для
Фамуова — Сергей Сергеевич Скалозуб.
Полковник, метящий "в генералы”,
грубоватый и недалекий человек ("Он
слова умного не выговорил сроду”). Всю
свою жизнь он подчиняет осуществлению
своей мечты — получению генеральского
чина. При этом, "чтобы чины добыть, есть
многие каналы”, заявляет Скалозуб, как
"истинный философ”. Все его военные
подвиги сводятся к тому, что "засели с
братом мы в траншею, ему дан с бантом,
мне - на шею”. Софья характеризует его
как героя "не ее романа”, а его шансы
на получение ее руки оценивает так: "Мне
все равно: что за него, что в
воду”. Соперник
Скалозуба в борьбе за руку Софьи —
Алексей Степанович Молчалин, личный
секретарь Фамусова, живущий в доме
своего хозяина. Цель его жизни - карьера,
и ради нее Молчалин готов терпеть любовь
Софьи и "угождать всем людям без
изъятья”. У Молчалина есть две
замечательные черты характера: умеренность
и аккуратность. При наличии этих черт,
а также умения "угождать” Молчалин,
вероятно, "дойдет до степеней известных”.
В этом можно не сомневаться, так как
автор показывает другого "мастера
услужить” - Загорецкого- "мошенника и
плута”, которого общество любит за
услужливость. Таким
образом, картина получается весьма
полной, и мы видим, что Чацкому противостоят
не отдельные личности, а целый жизненный
уклад. Наиболее
неприемлемыми для Чацкого и Грибоедова
выглядят пути к заветному благополучию.
Чацкому более-менее понятно желание
заполучить "золотой мешок”, но способы
его получения не привлекают героя.
Понять, как можно "прислуживаться”, а
тем более "сгибаться вперегиб” и
"угождать всем людям без изъятья” для
достижения такой цели, как получение
чинов и денег, герой не может. Он "служить
бы рад” идее, принципам, свободе, Отчизне,
поэтому и высмеивает кумиров Фамусова
-Максима Петровича и Кузьму Петровича:
"Чтобы смешить народ, отважно жертвовать
затылком?” Удивительно
единодушны все члены фамусовского
общества во взглядах на просвещение,
науку, образование. Фамусов высказывает
свою точку зрения:
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина Что
нынче пуще, чем когда, Безумных
развелось людей, и дел, и мнений... ...Нет!
Уж коли зло пресечь: Забрать
все книги бы да сжечь.
И
все дружно ему вторят, например,
Скалозуб:
Я вас обрадую:
всеобщая молва, Что
есть проект насчет лицеев, школ,
гимназий; Там будут
лишь учить по-нашему: раз, два; А
книги сохранят так: для больших
оказий.
Княгиня
Тугоуховская также высказывает свое
мнение:
...В Петербурге
институт Пе-да-го-гический,
так, кажется, зовут: Там
упражняются в расколах и
безверьи Профессоры!
Причины
такого единодушия видны достаточно
ясно: просвещение грозит новыми идеями,
расшатывающими привычный уклад жизни.
Поэтому очень удобно признать Чацкого
сумасшедшим и жить спокойно. Мол, это
не мы глупые, а он социально безумен.
Все с восторгом присоединяются к сплетни
о его сумасшествии, понимая, что тот
хоть и не разрушит в одиночку устои
общества, но расшатать их может
основательно. И потом, "что станет
говорить княгиня Марья Алексевна!”
Ведь Чацкий уедет, а город еще долго
будет переживать этот скандал. На
мой взгляд, есть еще одна причина, по
которой общество хочет избавиться от
Чацкого: у него могут появиться
единомышленники, и тогда это будет уже
сила. Таким образом,
комедия Грибоедова "Горе от ума”
представляет собой одно из наиболее
ярких произведений русской литературы,
в котором так реалистически изображено
московское дворянство первой четверти
XIX века. Хотя накануне декабристского
восстания и начинают появляться такие
люди, как Чацкий, но в обществе все еще
господствуют алчность, стремление к
чинам, пошлость, низкий культурный
уровень, преклонение перед иностранным.
Любые благородные стремления тонут в
море косности, а их инициаторы обречены
на поражение.