Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А.
С. Грибоедов написал свою комедию в тот
период, когда в русском обществе наиболее
обозначилось противостояние приверженцев
старых устоев жизни и представителей
передового дворянства, выступающих за
немедленное переустройство общества.
Это противостояние отражено в комедии
на примере столкновения "века нынешнего”
и "века минувшего”, воплощенного в
лице Фамусова и его гостей. Комедия в
силу своей актуальности сразу же
завоевала большой успех у современников,
не менее актуальна она и сейчас, так как
пороки, высмеянные Грибоедовым, находят
свое место и в наше время, и они вряд ли
исчезнут в будущем. Произведение
начинается как обыкновенная любовная
комедия, и трудно предположить, что
наряду с любовным конфликтом найдет
место и общественный. Начало
общественному конфликту, выраженному
в противостоянии "века нынешнего” и
"века минувшего”, положено монологом
Фамусова ("Вот то-то, все вы гордецы!”).
Этот монолог - ответ Фамусова на фразу
Чацкого: "Служить бы рад, прислуживаться
тошно”. Старый барин рассказывает о
своем дяде Максиме Петровиче, вельможе
в случае, который, чтобы продвинуться
по служебной лестнице, готов был играть
роль шута. Этот пример вызывает у Чацкого
негодование. Он хочет служить "делу, а
не лицам”. С этого момента начинает
развиваться противостояние двух эпох
русской жизни. Представителем
"века нынешнего” в комедии является
Александр Андреевич Чацкий. Он приезжает
в дом к Фамусову, чтобы просить руки его
дочери Софьи. Получив отказ и совет
"поди-тка послужи”, Чацкий начинает
обличать устои и порядки московского
общества. Он презирает чинопочитание,
преклонение перед чинами, богатством,
всем иностранным. Русский народ он
считает "умным и бодрым” и открыто
высказывает свое неприятие крепостного
права, обличая жестокость крепостников
в монологе "А судьи кто?..” Главным
же представителем "века минувшего”
является Фамусов. Он типичный для того
времени "начальник казенного места”.
Его нисколько не интересует дело, которым
он занимается. У него свой подход к
делам: "Подписано, так с плеч долой”.
Эта фраза подчеркивает халатное отношение
чиновника к своим обязанностям. Он ценит
в людях только чин и богатство, поэтому
и ищет для своей дочери богатого жениха.
На примете у него Скалозуб: "И золотой
мешок, и метит в генералы”. И Фамусова
нисколько не беспокоит, что тот
беспросветно глуп и "слова умного не
выговорил сроду”. Фамусов не признает
книг и необходимость образования, так
как считает их источниками
вольнодумства. Чацкий
и Фамусов по-разному относятся и к
крепостному праву. Фамусов, ярый его
защитник, считает, что все должно
оставаться по-прежнему. Он презрительно
и грубо относится к своим слугам, называя
их Петрушками, Фильками, Фомками. Чацкий
же, напротив, в своем гневном монологе
"А судьи кто?..” обличает крепостное
право и приводит ужасающие факты
обращения крепостников со своими
слугами. Это и "Нестор негодяев знатных”,
и помещик-балетоман, и любитель театра,
который "сам толст, его артисты
тощи”. Кульминация
общественного конфликта происходит на
танцевальном вечере в доме Фамусова,
где собираются все самые яркие
представители "века минувшего”. Они
приехали, чтобы повеселиться, завести
полезные знакомства, найти выгодную
партию для своих дочерей. А тут им помешал
Чацкий со своими обличительными речами.
Консервативное общество не может принять
идеи передового дворянина и выставляет
против него оружие - сплетню, объявляет
его сумасшедшим. Чацкий
— единственный сценический персонаж
"века "нынешнего”, но он не одинок,
его единомышленниками являются
внесценические персонажи - двоюродный
брат Скалозуба, племянник княгини
Тугоуховской, профессора Пединститута,
"упражняющиеся в расколах и
безверьи”. Развязка
общественного конфликта вынесена за
рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора,
фамусовское общество одержало победу,
но Чацкий не сломлен, он одержал моральную
победу над миром патриархального
дворянства, застывшего в своем развитии.
Мирная, спокойная жизнь фамусовского
общества кончилась. Это может служить
первым признаком того, что на смену
"веку минувшему” идет "век нынешний”.