Свободолюбивый
герой противопоставлен в комедии "Горе
от ума" не только отдельным лицам, но
и фамусовскому обществу в целом.
Создание
широкой сатирической картины жизни
реакционного дворянского общества —
огромная заслуга Грибоедова. Он не
ограничился многосторонним изображением
Фамусова как барина-крепостника и
чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал
его единомышленника, типичного для
военных кругов, — карьериста Скалозуба,
расширил и расцветил картину введением
многих эпизодических лиц, гостей в доме
Фамусова. Все они объединены общими
взглядами на жизнь и людей, но каждый
имеет свой яркий, сатирически обрисованный
характер.
Хлестова —
властная барыня, мать-командирша,
типичная крепостница. Держится и говорит
она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем
гостиных и столовых изображен "лгунишка,
картежник, вор" Загорецкий. Однако
он "мастер услужить", и потому везде
его принимают. Репетилов отличается
болтливостью, глупостью, ветреностью.
С грустной иронией рисует Грибоедов
образ "мужа-мальчика, мужа-слуги, из
жениных пажей" в слабохарактерном
Платоне Михайловиче Горичей, всецело
подчинившемся своей капризной жене
Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная
всем на свете графиня Хрюмина-внучка
приехала к Фамусовым со своей старой
полуглухой бабушкой. Графиня-внучка
проявляет особое пристрастие к "хорошему
тону", который немыслим для нее без
французского языка. Многочисленная
княжеская семья Тугоуховых признает в
людях только знатность, богатство, чины.
Интересы княжон — наряды и сплетни;
родители озабочены подыскиванием для
дочерей подходящих женихов. Заядлые
сплетники господа N. и D. с увлечением
распространяют слух о сумасшествии
Чацкого. Наконец, широкий социальный
фон в комедии создается упоминанием в
разговорах действующих лиц о множестве
людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович,
Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и
другие).
Единомышленники
есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица:
двоюродный брат Скалозуба, племянник
княгини Тугоуховской, профессора
педагогического института. Сам Чацкий
постоянно говорит "мы", "один из
нас", выступая, таким образом, не
только от своего лица. Но все же здесь,
в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское
общество единодушно выступает против
Чацкого. Софья раздражена из-за нападок
Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за
его "завиральных идей". Старуха
Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают
в почтительном молчании, оскорбилась,
когда Чацкий захохотал в ответ на ее
слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна
Горич в претензии на Чацкого за совет
жить в деревне. Графиня-внучка обижена
на Чацкого за то, что он якобы ее "модисткою
изволил величать". Даже семейство
Тугоуховских дурного мнения о нем:
Чацкий не оправдал надежд как возможный
жених,он оказался не чиновен и не
богат.
Однако дело не
только в отдельных обидах. Чацкий
ненавистен реакционному обществу как
идейный враг, как передовой, свободолюбивый
человек. И общество принимает свои меры,
чтобы его обезвредить. — возводит на
него клевету.
Обличение
крепостнических взглядов, чинопочитания,
невежества, преклонения перед всем
иностранным, ничтожности интересов и
безделья московских бар непрестанно
звучит в комедии, начиная со сцены
приезда Чацкого и кончая финалом пьесы.
Чацкий критикует принятую в обществе
систему воспитания и с осуждением
говорит о невежественных учителях-иностранцах.
Воспитание молодежи в духе презрения
к народу, к национальной культуре, к
русскому языку возмущает его. Всю страсть
души своей он вкладывает в обличение
"пустого, рабского, слепого подражанья".
Он призывает сильных душой людей "словом
и примером нас удержать, как крепкою
вожжой, от жалкой тошноты по стороне
чужой". Поклонникам всего иностранного
он противопоставляет передовых людей,
его единомышленников, которые осмеливаются
"гласно объявлять" свои здравые
мысли, но их-то и ненавидят в обществе,
называя "мечтателями, опасными",
сумасшедшими.
Причиной
"сумасшествия" Чацкого многие из
гостей Фамусова считают просвещение,
науку. Сами они — люди невежественные,
хотя берутся обо всем судить, считая,
что их мнения непререкаемы. Именно так
отзывается Хлестова об образовании: "И
впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
от пансионов, школ, лицеев..."
Так
во взглядах на общественные порядки,
на воспитание и образование, гражданский
долг и службу, национальную культуру,
в отношении к людям, в понимании цели и
смысла жизни Чацкий противостоит
обществу невежд и крепостников. Сплетни,
клевета — вот испытанное орудие борьбы
этого общества с такими людьми, как
Чацкий. Меткое, свободное, пламенное
слово — оружие Чацкого. Но старый мир
еще силен, и ряды его сторонников
многочисленны. Чацкий вынужден бежать
из дома Фамусова и из Москвы "искать
по свету, где оскорбленному есть чувству
уголок!".
Однако
бегство Чацкого из Москвы нельзя
воспринять как его поражение. "Чацкий
сломлен количеством старой силы, нанеся
ей, в свою очередь, смертельный удар
качеством силы свежей" — так определил
значение Чацкого Гончаров. Декабристы
воспринимали Чацкого как близкого им
человека. Позднее Герцен писал о близости
Чацкого к декабристам:"-Образ Чацкого,
меланхолический, ушедший в свою иронию,
трепещущий от негодования и полный
мечтательных идеалов, появляется в
последний момент царствования Александра
I, накануне восстания на Исаакиевской
площади; это — декабрист".
Белинский
считал "Горе от ума" энергичным
протестом против "гнусной расейской
действительности". Носителем протеста
и является в комедии страстный, умный
и непримиримый Чацкий.