|
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Русская трапеза"; 3 классКонспект и презентация к уроку окружающего мира "Русская трапеза"; 3 классОкружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века» учебник, слайд-презентация Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 19 Используемое оборудование:
Используемые учебники и учебные пособия: Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №2, карточки в конвертах с названиями блюд русской кухни, сердечки 3 цветов, схема «Русская трапеза» (2 варианта сложности) Список использованной литературы:
План – конспект урока окружающего мира в 3 классе. Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа. Задачи: 1.Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой. 2Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, речь, умение работать в команде. 3.Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям. Краткое описание: Последовательность отдельных этапов урока. I.Организационный момент: II Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока. III. Постановка цели и задач урока. IV. Первичное введение знаний. V. Исследовательская работа в группах. VI Представление отчётов работы группы VII. Психологическая разгрузка. Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности. VIII.Закрепление знаний . 1)Доскажи пословицу. 2)Заполни схему. IX. Домашнее задание . X. Подведение итогов урока. Рефлексия
Форма работы: групповая.
Ход урока: I. Организационный момент. (Дети сидят в группах по 4 человека) Учитель: Добрый день! Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Группы будут работать, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту в работу группы. Оценивать вашу работу будут капитаны групп. -Кто и что будет помощником на уроке для вас? (Компьютер, учитель, учебник, одноклассники, слайд – презентация, справочники, словари) II.Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока. 1.Слайд№2.Ребята, этот урок мы проведём совместно с потомком древних славян. Давайте с ним познакомимся. Что вы уже знаете о славянах? А что бы хотели узнать ещё? Слайд №3 «Давно ль они часы досуга, трапезу, мысли и дела делили дружно?» А.С.Пушкин -Значение какого слова вам не совсем знакомо и понятно? Слайд №4 -О чём задумался Ванечка? Трапеза? Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. Что скажут они? Трапеза. (Пища, еда, угощение, блюдо)
· Трапеза — Ушаков 1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин. slovari.yandex.ru ·2 Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг. www.slovopedia.com/1/210/763945.html Слайд №5 (В крестьянской семье) Что будут делать члены семьи?(трапезничать) Чего не знает сын? (Правил русской трапезы) Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно Мы говорить будем о?...Русской трапезе. Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему урока. III Постановка цели и задач урока. Заинтересовала ли вас эта тема? Что каждый из вас хотел бы узнать на уроке? (ответы обучающихся) Какую цель поставите перед собой на уроке? Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью. Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы. Сегодня мы поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни. Слайд № 6.План урока. Работать будем по данному плану. IV.Первичное введение знаний. 1.1Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно.Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода ритуал. Сейчас определим ,знакомы ли вы с правилами русской трапезы. Возьмите в руки карточку №1.(приём «Инсерт», использование 2 знаков): Читаем текст и ставим на полях нужный знак: «V»- уже знал «+»- новое.
Вывод: узнали… повторили… 1.2.-Как вы думаете, без чего не обходилась ни одна трапеза? -Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян. -Почему так говорят? Слайд № 7 (Хлеб – всей жизни голова.) 1.3Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. -А что вы знаете о хлебе? (ответы детей) - Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми) "Хлеб - всему голова”. «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - богатство нашей Земли!» "Без хлеба нет обеда”. "Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д. «Хлеб – всей жизни голова.»
1.4- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего такую песенку: "Я по
коробу скребён, - Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов. 1.5- Еще одно любимое блюдо - каша. Слайд №8 2-Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. "Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным. Слайд № 9 1.6.Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью. Стол славян был полон дарами лесов и полей: грибами, ягодами, . Они шли на закуску, также как и овощи, выращиваемые на огородах. Слайд №10 Дай названия блюдам русской кухни. Слайд №11 1.7.- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке. 1.8.Как проходила трапеза и что употебляли в пищу наши предки, мы уяснили. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». Итак, что же такое сказочный русский мед? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Древнейшие русские литературные источники сохранили до нас любовь и широкую известность, которыми тогда пользовался мед. Так, Лаврентьевская летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году князем Владимиром. Для этого пира князь заказал сварить 300 бочек меда. Излюбленный напиток готовили медовары. Они специально обучались, а затем посвящали себя этому делу до конца жизни. Уже давно не варят медов на Руси. А жаль! 1.9.Понятие « напиток» появилось в русском языке не столь давно - в начале прошлого столетия. Слово это исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить. И напитками в России называли первоначально только те безалкогольные жидкости, которые были сытными и питательными. Почти все русские напитки оригинальны и не повторяются ни в одной другой национальной кухне. Это сбитень, квасы, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные . Одни согревали холодными северными зимами, другие освежали. Они приходились кстати в денек жаркий или для утоления жажды в русской бане. Но есть в русских напитках и общее - всегда натуральные продукты и высокая питательная ценность. 1.9. Самый известным напитком в России, придающим силы, является – квас. Это истинно русское питье, и более в мире оно не встречается. Квасы в России делали исключительно из полноценного натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды, мед. Исключительные вкусовые качества и неповторимый аромат делали этот напиток единственным в своем роде. Для улучшения вкусовых качеств в квас добавляют различные травы, коренья и пряности. V.Исследовательская самостоятельная работа в группах. Постановка проблемного вопроса. Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена в семьях крестьян и у князей? Ответ на этот вопрос можно найти, проведя исследование. 1.Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего? Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.(.....) |
Loading
|