Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Русская трапеза"; 3 класс

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Русская трапеза"; 3 класс

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Русская трапеза"; 3 класс

Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века»

учебник, слайд-презентация

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

19

Используемое оборудование: 

  1. Компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).

  2. Толковые словари Ожегова, Ушакова.

  3. Учебник.

  4. Слайд – презентация.

  5. Раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями.

  6. Карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт»)

Используемые учебники и учебные пособия: 

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №2, карточки в конвертах с названиями блюд русской кухни, сердечки 3 цветов, схема «Русская трапеза» (2 варианта сложности) Список использованной литературы:

  1. «Глобус». Областная общественно – политическая газета.№6(10) 17 февраля 2011г «По законам математической гармонии» О. И. Кочемазова

  2. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. Часть 2.(Издание 2,переработанное), Москва «Вентана – Граф»2009,Н.Ф.Виноградова

  3. Окружающий мир.3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой автор – составитель О.А.Исакова - Волгоград.2006

  4. Домашнее меню современной хозяйки. Кулинарный ежедневник. Автор сост.М.Н. Пьяница - М. Эксмо,2008.

  5. Исследование традиций русского гостеприимства
    Автор статьи - А.Самолюк, студент II курса кафедры "Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе" МФПА

  6. Технология личностно – ориентированного образования как фактор успешного обучения в начальной школе . И.В.Белявская(ж. «Начальная школа плюс до и после»№ 1,2009)

План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.

Задачи:

1.Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.

2Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, речь, умение работать в команде.

3.Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.

Краткое описание: 

Последовательность отдельных этапов урока.

I.Организационный момент:

II Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

III. Постановка цели и задач урока.

IV. Первичное введение знаний.

V. Исследовательская работа в группах.

VI Представление отчётов работы группы

VII. Психологическая разгрузка.

Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.

VIII.Закрепление знаний .

1)Доскажи пословицу.

2)Заполни схему.

IX. Домашнее задание .

X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Форма работы: групповая.




Ход урока:

I. Организационный момент. (Дети сидят в группах по 4 человека)

Учитель: Добрый день! Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Группы будут работать, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту в работу группы. Оценивать вашу работу будут капитаны групп.

-Кто и что будет помощником на уроке для вас? (Компьютер, учитель, учебник, одноклассники, слайд – презентация, справочники, словари)

II.Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

1.Слайд№2.Ребята, этот урок мы проведём совместно с потомком древних славян. Давайте с ним познакомимся.

Что вы уже знаете о славянах?

А что бы хотели узнать ещё?

Слайд №3

«Давно ль они часы досуга,

трапезу, мысли и дела

делили дружно?»

А.С.Пушкин

-Значение какого слова вам не совсем знакомо и понятно?

Слайд №4

-О чём задумался Ванечка?

Трапеза?

Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. Что скажут они? Трапеза. (Пища, еда, угощение, блюдо)


· Трапеза — Ушаков

1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.

slovari.yandex.ru

·2 Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля

Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.

www.slovopedia.com/1/210/763945.html

Слайд №5 (В крестьянской семье)

Что будут делать члены семьи?(трапезничать)

Чего не знает сын? (Правил русской трапезы)

Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно

Мы говорить будем о?...Русской трапезе.

Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему урока.

III Постановка цели и задач урока.

Заинтересовала ли вас эта тема?

Что каждый из вас хотел бы узнать на уроке? (ответы обучающихся)

Какую цель поставите перед собой на уроке?

Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью.

Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы.

Сегодня мы поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни.

Слайд № 6.План урока.

Работать будем по данному плану.

IV.Первичное введение знаний.

1.1Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно.Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода ритуал. Сейчас определим ,знакомы ли вы с правилами русской трапезы.

Возьмите в руки карточку №1.(приём «Инсерт», использование 2 знаков):

Читаем текст и ставим на полях нужный знак:

«V»- уже знал

«+»- новое.

  • Каждая трапеза имела свой определенный час.

  • Мытье рук перед обедом считалось обязательным.

  • Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.

  • Место во главе стола сохранялось за хозяином.

  • Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.

  • Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.

  • Пока семья собирается, никто не начинает есть.

  • Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.

  • Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.

  • Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом

  • Русских всегда отличало гостеприимство.

Вывод: узнали…

повторили…

1.2.-Как вы думаете, без чего не обходилась ни одна трапеза?

-Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.

-Почему так говорят? Слайд № 7

(Хлеб – всей жизни голова.)

1.3Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.

Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.

-А что вы знаете о хлебе? (ответы детей)

- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми)

"Хлеб - всему голова”.

«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - богатство нашей Земли!»

"Без хлеба нет обеда”.

"Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д.

«Хлеб – всей жизни голова.»


1.4- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего такую песенку:

"Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон..” Конечно, колобок.

- Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов.

1.5- Еще одно любимое блюдо - каша.

Слайд №8

2-Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, рис, ячмень, гречиху, он научился обрабатывать, очищать зерно, а зёрна варить. "Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным.

Слайд № 9

1.6.Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.

Стол славян был полон дарами лесов и полей: грибами, ягодами, .

Они шли на закуску, также как и овощи, выращиваемые на огородах.

Слайд №10

Дай названия блюдам русской кухни.

Слайд №11

1.7.- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке.

1.8.Как проходила трапеза и что употебляли в пищу наши предки, мы уяснили. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». Итак, что же такое сказочный русский мед? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Древнейшие русские литературные источники сохранили до нас любовь и широкую известность, которыми тогда пользовался мед. Так, Лаврентьевская летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году князем Владимиром. Для этого пира князь заказал сварить 300 бочек меда. Излюбленный напиток готовили медовары. Они специально обучались, а затем посвящали себя этому делу до конца жизни. Уже давно не варят медов на Руси. А жаль!

1.9.Понятие « напиток» появилось в русском языке не столь давно - в начале прошлого столетия. Слово это исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить. И напитками в России называли первоначально только те безалкогольные жидкости, которые были сытными и питательными. Почти все русские напитки оригинальны и не повторяются ни в одной другой национальной кухне. Это сбитень, квасы, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные . Одни согревали холодными северными зимами, другие освежали. Они приходились кстати в денек жаркий или для утоления жажды в русской бане. Но есть в русских напитках и общее - всегда натуральные продукты и высокая питательная ценность.

1.9. Самый известным напитком в России, придающим силы, является – квас.

Это истинно русское питье, и более в мире оно не встречается. Квасы в России делали исключительно из полноценного натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды, мед. Исключительные вкусовые качества и неповторимый аромат делали этот напиток единственным в своем роде. Для улучшения вкусовых качеств в квас добавляют различные травы, коренья и пряности.

V.Исследовательская самостоятельная работа в группах.

Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена в семьях крестьян и у князей? Ответ на этот вопрос можно найти, проведя исследование.

1.Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?

Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.(.....)

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24