Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Написанная
в начале XIX столетия, а именно в 1821 году,
комедия Александра Сергеевича Грибоедова
"Горе от ума” впитала в себя все
особенности литературного процесса
того времени. Интересно проанализировать
формальные и содержательные особенности
комедии с точки зрения художественного
метода. Литература, как и все общественные
явления, подвержена конкретно-историческому
развитию, поэтому на рубеже веков
складывается ситуация параллельного
существования трех методов: классицизма,
романтизма и критического реализма.
Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным
опытом соединения всех этих методов,
отдельные их черты четко вырисовываются
и на уровне содержания и на уровне
формы. Из теории
литературы известно, что эти два понятия
неразрывно связаны между собой, и нередко
можно встретить мнение о том, что
содержание всегда формально, а форма
содержательна. Поэтому при рассмотрении
содержания комедии А. С. Грибоедова мы
будем обращаться к теме, проблеме и
идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах
формы будем изучать предметную
изобразительность, сюжет, композицию
и художественную речь. Суть
комедии — горе человека, и горе это
проистекает от его ума. Нужно сказать,
что сама проблема "ума” в грибоедовское
время была весьма злободневной и "ум”
понимался широко — как вообще
интеллигентность, просвещенность,
культурность. С понятиями "умный”,
"умник” связывалось тогда представление
о человеке не просто умном, но
"вольнодумном”, носителе новых идей.
Пылкость таких "умников” сплошь и
рядом оборачивалась в глазах реакционеров
и обывателей "безумием”, "горем от
ума”. Именно ум Чацкого
в этом широком и особом понимании ставит
его вне круга Фамусовых, молчалиных,
скалозубов и загорецких, вне привычных
для них норм и правил общественного
поведения. Именно на этом основано в
комедии развитие конфликта героя и
среды: лучшие человеческие свойства и
склонности героя делают его в представлении
окружающих сперва "чудаком”, "странным
человеком”, а потом — просто сумасшедшим.
"Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?”
— уже с полной уверенностью говорит
Фамусов под занавес. Личная
драма Чацкого, его неразделенная любовь
к Софье, естественно, включается в
основную тему комедии. Софья, при всех
своих душевных задатках, все же целиком
принадлежит фамусовскому миру. Она не
может полюбить Чацкого, который всем
складом своего ума и своей души
противостоит этому миру. Она тоже
оказывается в числе "мучителей”,
оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно
поэтому личная и общественная драмы
главного героя не противоречат, но
взаимно дополняют одна другую: конфликт
героя с окружающей средой распространяется
на все его житейские отношения, в том
числе и на любовные. Отсюда
можно сделать вывод, что проблематика
комедии А. С. Грибоедова не классицистическая,
ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом
и чувством; наоборот, конфликты существуют
параллельно, один дополняет
другой. Можно выделить
еще одну неклассицистическую черту в
этом произведении. Если из закона "трех
единств” единство места и времени
соблюдено, то единство действия — нет.
Действительно, все четыре действия
происходят в Москве, в доме Фамусова. В
течение одних суток Чацкий открывает
обман, и, появившись на рассвете, он на
рассвете уезжает. А вот линия сюжета не
однолинейна. В пьесе две завязки: одна
— это холодный прием Чацкого Софьей,
другая — столкновение между Чацким и
Фамусовым и фамусовским обществом; две
сюжетные линии, две кульминации и одна
общая развязка. Такая форма произведения
показала новаторство А, С. Грибоедова. Но
в комедии сохраняются некоторые другие
черты классицизма. Так, главный герой
Чацкий — дворянин, образованный,
начитанный, остроумный молодой человек.
Здесь художник верен традиции французских
классицистов — ставить в центре героев,
царей, военачальников или вельмож.
Интересен образ Лизы. В "Горе от ума”
она слишком вольно
держится для служанки и похожа на героиню
классической комедии, бойкую, находчивую,
вмешивающуюся в любовные интриги своих
господ. К тому же
комедия написана преимущественно низким
стилем и в этом тоже новаторство А. С.
Грибоедова. Весьма
интересно проявились черты романтизма
в произведении, ибо проблематика "Горя
от ума” частично носит романтический
характер. В центре не только дворянин,
но и человек, разочаровавшийся в силе
разума, ищущий себя в сфере иррационального,
в сфере чувств, но Чацкий несчастен в
любви, он фатально одинок. Отсюда —
социальный конфликт с представителями
московского барства, трагедия
ума. Характерна для
романтизма и тема скитаний по свету:
Чацкий, не успев приехать в Москву, с
рассветом ее покидает. В
комедии А. С. Грибоедова проявляются
зачатки нового для того времени метода
— критического реализма. В частности,
соблюдаются два из трех его правил. Это
социальность и эстетический
материализм. Грибоедов
верен действительности. Умея выделить
в ней самое существенное, он так изобразил
своих героев, что мы видим стоящие за
ними социальные законы, определяющие
их психологию и поведение. В "Горе от
ума” создана обширная галерея
реалистических художественных типов,
то есть в комедии появляются типические
герои в типических обстоятельствах.
Имена персонажей великой комедии стали
нарицательными. Они до сих пор служат
обозначением таких явлений, как чванство
(фамусовщина), подлость и подхалимство
(молчалинство), дешевое либеральное
пустословие (репетиловщина). Но
выходит, что и Чацкий, герой по сути
романтический, имеет реалистические
черты. Он социален. Он не обусловлен
средой, но противостоит ей. Чацкий
эмблематичен. Возникает контраст
личности и среды, человек противостоит
обществу. Но в любом случае — это жесткая
связь. Человек и общество в реалистических
произведениях всегда неразрывно
связаны. Также
синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова.
Написанная низким стилем, по законам
классицизма, она впитала в себя всю
прелесть живого великого русского
языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что
добрая часть фраз комедии станут
крылатыми. Таким
образом, комедия Александра Сергеевича
Грибоедова — это сложный синтез трех
литературных методов, соединение, с
одной стороны, отдельных их черт, а с
другой — целостная панорама русской
жизни начала XIX века.