Сюжетную
основу "Горя от ума" составил
драматический конфликт бурного
столкновения умного, благородного и
свободолюбивого героя с окружающей его
косной средой реакционеров. Этот
изображенный А. Грибоедовым конфликт
был жизненно правдив, исторически
достоверен. С юных лет вращаясь в кругу
передовых русских людей, вступивших на
путь борьбы с миром самодержавия и
крепостничества, живя интересами этих
людей, разделяя их взгляды и убеждения,
Грибоедов имел возможность близко и
повседневно наблюдать самое важное,
характерное и волнующее явление
общественного быта своего времени —
борьбу двух мировоззрений, двух идеологий,
двух жизненных укладов, двух
поколений.
Сам Грибоедов
в широко известном, постоянно цитируемом
письме к П. А. Катенину с предельной
ясностью раскрыл содержание и идейный
смысл драматической коллизии, положенной
в основу "Горя от ума": "...в моей
комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего
человека; и этот человек, разумеется, в
противуречии с обществом, его окружающим,
его никто не понимает, никто простить
не хочет, зачем он немножко повыше
прочих"
Грибоедов
показывает, как планомерно и неудержимо,
все более и более обостряясь, нарастает
"противуречие" Чацкого с фамусовским
обществом, как это общество предает
Чацкого анафеме, которая носит характер
политического доноса, — его объявляют
во всеуслышание смутьяном, карбонарием,
человеком, покушающимся на "законный"
государственный и общественный строй;
как, наконец, голос всеобщей ненависти
распространяет гнусную сплетню о безумии
Чацкого. "Сначала он весел, и это
порок" "Шутить и век шутить, как
вас на это станет!" Он слегка перебирает
странности прежних знакомых, что же
делать, коли нет в них благороднейшей
заметной черты! Его насмешки не язвительны,
покуда его не взбесить, но все-таки'
"Унизить рад, кольнуть, завистлив!
горд и зол'" Не терпит подлости: "Ах!
Боже мой, он карбонарий". Кто-то со
злости выдумал о нем, что он "сумасшедший,
никто не поверил, но все повторяют, голос
общего недоброхотства и до него доходит,
притом и нелюбовь к нему той девушки,
для которой единственно он явился в
Москву, ему совершенно объясняется, он
ей и всем наплевал в глаза и был таков".
Грибоедов рассказал в своей комедии о
том, что произошло в одном московском
доме в течение одного дня Но какая широта
в этом рассказе! В ней веет дух времени,
дух истории. Грибоедов как бы раздвинул
стены фамусовского дома и показал всю
жизнь дворянского общества своей эпохи
— с раздиравшими это общество
противоречиями, кипением страстей,
враждой поколений, борьбой идей. В рамки
драматической картины столкновения
героя со средой Грибоедов вместил
громадную общественно-историческую
тему перелома, обозначившегося в жизни,
тему рубежа двух эпох — "века нынешнего"
и "века минувшего".
Центральным
героем поэмы "Мертвые души" является
Павел Иванович Чичиков, и выделяется
он на общем фоне прежде всего деятельностью,
активностью Это фигура предпринимателя
— новая в русской литературе Гоголь
показывал, как сложилось умение Чичикова
приспосабливаться к любой обстановке,
ориентироваться в любой ситуации. Отец
дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь
и все прошибешь на свете копейкой"
Вся жизнь Чичикова стала цепью
мошеннических махинаций и преступлений.
Павел Иванович прикладывает громадные
усилия и проявляет неистощимую
изобретательность, пускается на любые
аферы, если они сулят успех, обещают
заветную копейку Чичиков быстро
ориентируется в любой ситуации, везде
очаровывает, у некоторых даже вызывает
восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше
других кажется нам "знакомым
незнакомцем", ведь и сейчас жизненной
философией многих наших "предпринимателей"
стал лозунг: "Зацепил — поволок,
сорвалось — не спрашивай". Многие
считают, что если "прямой дорогой не
возьмешь", то "косой дорогой больше
напрямик". Да и вообще творчество
Гоголя представляется нам как галерея
"знакомых незнакомцев". Вспомним
Хлестакова из комедии "Ревизор".
Разве нельзя утверждать, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной
степени? "Пусть всякий отыщет частицу
себя в этой роли и в то же время осмотрится
вокруг, без боязни и страха, чтобы не
указал кто-нибудь на него пальцем и не
назвал бы его по имени. Всякий хоть на
минуту, если не на несколько минут,
делался или делается Хлестаковым, но,
натурально, в этом не хочет только
признаться", — писал сам
Гоголь
Сходство этих
двух героев несомненно. Как несомненно
сходство идейных стремлений А.Грибоедова
и Н. Гоголя.