В чем я вижу сходство в размышлениях двух философов - А. Григорьева и В. Розанова
В чем я вижу сходство в размышлениях двух философов - А. Григорьева и В. Розанова
Следовать
за мыслями великого человека есть наука
самая замечательная.
А.
С. Пушкин
Действительно,
нет пророков в своем Отечестве!
И
порой судьбы этих пророков, как и их
мысли, бывают удивительно сходны. Говоря
это, я имел в виду двух русских философов
— Аполлона Григорьева и Василия Розанова.
Эти очень тонкие, если не сказать, великие
мыслители, к сожалению, не были поняты
современниками и, увы, почти забыты
сейчас.
И самое
интересное в их творчестве то, что,
сохраняя свою индивидуальность, эти
художники сумели выразить почти
одинаковое отношение к вещам.
Например,
оба писателя верят в безусловную
необыкновенность русского народа —
отсюда почвенничество Ап. Григорьева
и В. Розанова: "Просмотришь на русского
человека острым глазом... Посмотри он
на тебя острым глазком...
И
все понятно.
И не надо
никаких слов.
Вот чего
нельзя с иностранцем”.
Но
В. Розанов, в отличие от Ап. Григорьева,
увидел еще "оборотную сторону” русских:
"Вот и я кончаю тем, что все русское
начинают ненавидеть... Это заспанные
лица, неметеные комнаты, немощеные
улицы... Противно, противно” (уши
Каренина?!).
Ап. Григорьев
говорит об иррациональности человеческой
натуры: "Для меня нет опытов, я вечно
впадаю в стихийные стремления”. В.
Розанов так определяет стихийность:
"Два ангела сидят у меня на плечах:
ангел смерти и ангел слез. И их вечное
пререкание — моя жизнь”.
По
сути то же, что Ап. Григорьев? Да, то же,
но — глубже.
Мысль о
"суете сует” — мысль великой книги
Экклезиаста — тоже находит свое отражение
у философов. Она "возникает все явственнее
и резче и неумолимой” перед Ап.
Григорьевым; а В. Розанов говорит о
суетности: "...я не выношу самого
шума”.
В вопросах
отношения к Некрасову писатели расходятся,
но совсем немного. Для Ап. Григорьева
он — "хоть и великий человек” (ударение
на "хоть”, оставляя "великого человека”),
а для В. Розанова — "хоть и великий
человек” (ударение уже на "великого
человека”, оставляя "хоть”): "...У Н.
Некрасова есть страниц десять стихов
до того народных, как это не удавалось
ни одному из наших поэтов и
прозаиков”.
Отношение
же В. Розанова к другим "народным
обличителям” гораздо категоричнее.
Вот как он отозвался о М. Е. Салтыкове-Щедрине:
"Как "матерой волк”, он наелся русской
крови и сытый отвалился в могилу”. Ап.
Григорьев указывает лишь на безверие
писателей этого направления.
Но
в целом В. Розанов и Ап. Григорьев — это
гении созерцания. И девизом их творчества
могли бы стать слова Василия Васильевича
Розанова: "Малую травку родить —
труднее, чем каменный дом разрушить...”