Период
"оттепели” выдвинул в литературе новые
имена: Александра Солженицына, Виктора
Носова, Василия Гроссмана. Эти художники
творили, опираясь на правду истории,
свой личный фронтовой и гулаговский
опыт, но власть не давала выхода их
таланту. Не все нравилось, что создавали
эти писатели, а главное, что было
крамольного у этих художников, по мнению
властей,— они пытались понять и объяснить
происходящее. Можно
было "восхищаться гением Сталина”,
подвигами строителей социализма, но
усомниться в рациональности жертв, в
необходимости и объективности отступления
советских войск аж до Волги? Это уж
слишком! Выставлять демагогами высших
партийцев — это сродни предательству,
незнанию жизни, неумению понять ее
законы, просто клевете. Именно
такому "анализу” были подвергнуты
произведения талантливейших писателей,
пытающихся сказать правду своему народу,
и среди них был В. Гроссман. Василий
Гроссман всю войну провел на фронте
военным корреспондентом газеты "Красная
Звезда”. Он своими глазами видел
страдания и боль, героизм и отвагу —
все это писатель отразил в романе "Жизнь
и судьба”. Основное
внимание в книге отведено обороне
Сталинграда. Писатель показал
самоотверженность простых людей, готовых
на любые жертвы, чтобы отстоять свободу
и независимость Родины. Ключевым моментом
обороны становятся бои за дом "шесть
дробь один”. Руководит маленьким
гарнизоном и обороной дома, отстаивая
этот клочок родной земли, капитан Греков.
Это сильный и самостоятельный человек,
ему важно сохранить личный состав
"своего отряда”. Он дорожит каждым
бойцом, не хочет отправлять людей на
бессмысленную гибель. Капитану Грекову
чужда коммунистическая демагогия,
поэтому он не угоден комиссару. В сводках
занижается роль его бойцов, их
самоотверженного подвига. Гибель Грекова
воспринимается как "счастливое
избавление” от неугодного подчиненного,
а не потеря смелого и знающего
командира. Роман
многопланов. Параллельно описанию боев
за Сталинград автор показывает зверства
фашистов, чинимые ими на оккупированной
территории. Гитлеровцы загоняют
беззащитных людей в гетто. Евреи вынуждены
носить одежду с шестиконечной звездой
на спине. Любой оккупант может безнаказанно
расстрелять безоружного человека только
за то, что он еврей, принадлежит к
"неполноценной расе”. Гроссман
использует хорошо известный прием
"рассказ в рассказе”, когда непосредственный
участник событий ведет повествование.
Это придает особую достоверность
повествованию, а в случае с романом
"Жизнь и судьба” — особый
драматизм. Софья
Иосифовна, жительница гетто, "пишет”
сыну письмо, рассказывая с горечью о
том, что пришлось пережить на старости
лет, какие унижения приходится терпеть
от нелюдей, возомнивших себя "высшей
расой”, избранными. На деле же — это
элементарные убийцы и уголовники,
вырвавшиеся из-под власти закона, совести
и чести. Евреям отказано в элементарном
праве на жизнь. Они приравниваются к
скоту. Как лошадям, им велено ходить по
мостовой и запрещено выходить на тротуар.
Описание же конца этого гетто по
драматизму и накалу страстей можно
сравнить с апокалипсисом. Методично и
бесчеловечно действует военная машина
фашистской Германии. Раздев людей
догола, их отправляют в газовую камеру.
Люди умирают от удушья стоя, так как
набиты в помещение до отказа. Умирая,
Софья Иосифовна думает о стоящем рядом
ребенке, уже умершем, но еще прижимающемся
к ней, ищущем защиты у взрослых, может
быть, понимающем, что здесь творится,
ради чего все это?! В последние свои
мгновения героиня думает о сыне, узнает
ли правду, донесет ли до остального мира
ужас и боль пережитого? Эту
книгу Гроссман посвятил матери. Только
после войны он узнал, что в самом начале
оккупации она была повешена вместе с
другими жителями, оказавшимися в немецком
тылу. Все описанное в книге о гетто —
это реальные события, происходящие на
оккупированных территориях Польши и
Чехословакии, Белоруссии и Украины.
Гроссман сумел показать бесчеловечность
гитлеризма, его антигуманизм. Но
и сталинизм также бесчеловечен. Описывая
действия Ежова, ближайшего сподвижника
Сталина, его верного исполнителя,
Гроссман доказывает, что любая тирания
— коммунистическая или фашистская —
это угроза обществу.