Центральный Дом Знаний - Аграфы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аграфы

Агра́фы (от гречἄγραφα — «незаписанные»), изречения Иисуса Христа, передаваемые устно, не записанные в канонических Евангелиях, либо записанные в частично дошедших до нас апокрифических евангелиях, либо записанные в доканонических источниках.

Первое систематическое изложение и изучение А. было проведено в XVIII в. Кёрнером, придумавшим собственно и сам термин. В изданном на латыни в 1776 г. сочинении «Незаписанные изречения Христовы» (лат. «De sermonibus Christi agraphois») этот учёный исследовал 16 аграфов. Впоследствии значительных успехов в изучении подобных речений достигли учёные Реш и Нестле. Причём первый из них по признаку несомненной подлинности отобрал 14 А., а второй — 27. Среди отечественных богословов изъяснением не записанных в Евангелиях изречений Иисуса Христа занимался профессор А. П. Лопухин. Из позднейших исследований интересна работа епископа Михаила (Чуб) — «Аграфы в творениях святого священномученика Мефодия». Некоторые учёные в число А. включали, помимо изречений Христа, отрывки изапокрифических, но не еретических Евангелий. Так, профессор М. А. Таубе описал 71 А. Ввиду сомнительности некоторых источников определённо установить число А. невозможно.

Известные в настоящее время А. были записаны на греческом, латинском, сирийском, коптском, арабском и славянском языках. На славянском языке сохранились А., содержащиеся в трудах святого священномученика Мефодия Патарского († 311).

Признаками подлинности того или иного изречения Христа являются:

  • древность и неповрежденность источника, содержащего изречение;

  • соответствие аграфов духу евангельских слов Спасителя;

  • конструктивная согласованность и схожесть с обычными евангельскими оборотами речи.

Все достоверные не записанные в канонические Евангелия слова Господа по источникам можно разделить на четыре группы, в которые войдут А.:

  1. содержащиеся в книгах Нового Завета, помимо Четвероевангелия;

  2. сохранившиеся в неканонических евангелиях и не имеющие еретических искажений;

  3. записанные в творениях отцов и учителей Древней Церкви и в древних литургических памятниках;

  4. найденные в новооткрытых памятниках древнехристианской письменности.

Наиболее авторитетна первая группа А. Классическим примером А., содержащейся в Новозаветном каноне, является изречение из прощальной беседы апостола Павла с ефесскими пресвитерами: «Блаженнее давать, нежели принимать». Его нет в Евангелиях, но апостол Павел прямо указывает на его принадлежность Иисусу Христу. В посланиях апостола Павла имеется целый ряд мест, которые согласно утверждениям самого апостола суть высказывания Спасителя. Апостол Иаков пишет: «Не клянитесь ни небом, ни землёю, и никакою… клятвой». Нагорная проповедь даёт основание предполагать, что апостол Иаков цитирует слова Христа. По утверждению Оригена заповеди из 1 Фес. 5, 21-22 и Еф. 4, 26 принадлежат Самому Христу. Сирийская «Дидаскалия», памятник церковной письменности III века, определяет слова из 1 Пет. 4, 8. Отсюда можно сделать весьма допустимый вывод, что и многие другие глубокие и лаконичные заповеди апостола, как, например: 1 Фес. 5, 16-17, 19 принадлежат Самому Божественному Учителю. По мнению Дидима (конец IV в.) и Епифания († 403), слова апостола Петра принадлежат Христу. В Откровении есть слова, сказанные от первого лица: «Се иду, как тать», предвозвещающие великий день Второго Пришествия Христа. Епифаний считает Христовым и другое известное выражение из Апокалипсиса: «Се, стою у двери и стучу». Священный авторитет вышеприведённых А. непререкаем, так как Церковь утвердила равноценность всех книг Новозаветного канона.

Ко второй группе А. относят изречения Иисуса Христа, сохранившиеся в апокрифических, но не еретических Евангелиях, таких, как, например, «Евангелие от евреев», «Евангелие от египтян» или «Евангелие 12 апостолов», бесспорно восходящих к глубокой древности. Возможно, что некоторые из этих последних Евангелий имел в виду евангелист Лука в первых стихах своего Благовествования. К этой группе можно отнести А. из Евангелия от евреев, в частности, приведённую блаженным Иеронимом:«Кто огорчевает дух брата своего, повинен в величайшем грехе». Сюда же относится текст, имеющийся в так называемом Кодексе Безы (Кембриджском), не вошедшем в Четвероевангелие. В поучении о выборе места на брачной вечери, кроме известных слов, приводимых евангелистом Лукой, содержатся следующие слова Христа: «Вы же старайтесь возрастать из малого, а из большего делаться меньшим»[11]. Это выражение есть также в италийском переводе Нового Завета — одном из древнейших (II в.).

К третьему типу А. относятся слова Христа, приведённые в «Апостольских постановлениях»: «Го́ре имеющим и лицемерно (ещё) берущим или могущим сами себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда». Аналогичное выражение содержится в «Учении двенадцати апостолов». В «Разговоре с Трифоном» мы находим следующее изречение Христа: «В чем Я найду вас, в том и буду судить вас». Внутреннее единство этого выражения с притчей Спасителя о десяти девах[14] очевидно. Ориген и Дидим приводят следующее изречение Господа: «Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства».

Из литургических текстов древней Церкви особенно интересными представляются слова «Душе истины… прииди и вселися в ны и очисти ны…» молитвы «Царю Небесный…» Эти слова составляли часть древнейшей молитвы, которая читалась христианами при Крещении. По преданию, словам этой молитвы Иисус Христос научил Своих учеников, как и словам молитвы Господней.

Особую группу А. составляют изречения, содержащиеся в новооткрытых памятниках древнехристианской письменности, ибо они ещё нуждаются в подробных исследованиях. В 1897 г. в Египте английскими учёными Гренфелем и Хэнтом был открыт документ, получивший название «Ло́гиа Иису́» или «Изречения Иисуса». Находка представляла собой листок папируса, означенный номером 11, бывший частью неизвестного кодекса, содержащего некомментированные изречения Иисуса Христа на греческом языке. Каждое изречение начиналось словами: «Иисус говорит». Издатели отнесли найденный папирус ко II в. по Р. X. В этом фрагменте — 8 изречений, два из которых не восстановлены, три — являются перефразировкой евангельских изречений и три представляют собой неизвестные слова Христа (№ 2, 3. 5). Особенно своеобразно звучит вторая половина пятого изречения: «Подними камень, и там ты найдёшь Меня: расколи дерево, и там Я». Возможно, здесь содержится обещание Божественного присутствия в каждый момент жизни истинно верующего.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24