Центральный Дом Знаний - Контрольная работа по внутреннему аудиту

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Контрольная работа по внутреннему аудиту

Содержание

  1. Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления их работы 3

  2. Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами 14

Список литературы 19

  1. Задачи службы внутреннего аудита. Функции и принципы деятельности внутренних аудиторов. Основные направления их работы.

Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу) в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета.

Задачи, решаемые внутренним аудитом, можно сформулировать следующим образом:

  • регулярный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;

  • контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

  • контроль над сохранностью имущества экономического субъекта и его филиалов;

  • контроль за расчетно-платежной дисциплиной;

  • контроль над соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов;

  • контроль над своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;

  • выявление или предотвращение и контроль над исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;

  • проверка учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;

  • оценка степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;

  • контроль над соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;

  • анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;

  • оценка экономической безопасности;

  • оценка инвестиционных и иных экономических проектов;

  • выявление и мобилизация имеющихся резервов ограниченных ресурсов;

  • консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

  • научные разработки и подготовка методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету и иным, входящим в его компетенцию, направлениям;

  • компьютеризация бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу и прочим направлениям, входящим в компетенцию внутреннего аудита экономического субъекта;

  • контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;

  • оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;

  • организация служебных расследований по различным чрезвычайным происшествиям и обстоятельствам;

  • взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов.

Приведенный, хотя и не претендующий на полноту, перечень задач, стоящих перед внутренним аудитом, может меняться в зависимости от возникающей необходимости в процессе управления. В то же время его разнообразие подтверждает многофункциональные возможности внутреннего аудита. При этом все эти задачи можно объединить в обобщенное понятие. Иными словами, задачей внутреннего аудита на современном этапе его развития является обеспечение процесса управления экономическим субъектом достаточной и уместной контрольно-регулирующей информацией, позволяющей принимать наиболее эффективные управленческие решения, а также оперативно и своевременно проводить корректировку ранее принятых решений.

Руководство предприятия обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

  • в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все. Что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не должно быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;

  • компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

  • средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или неэффективно использованы;

  • все отклонения от планов своевременно выявлялись, а виновные несли ответственность;

  • внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроль.

В зависимости от требований экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников, объекты внутреннего аудита могут быть различными. На службу внутреннего аудита может быть возложено выполнение следующих функций:

  • контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;

  • контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;

  • контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

  • контроль за деятельностью различных звеньев управления;

  • контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;

  • контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;

  • контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

  • проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;

  • разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

Важно заметить, что руководство компании, не внутренние аудиторы, ответственны за создание и поддержание надежной и эффективной системы внутреннего контроля. Основная цель внутреннего аудита - помочь менеджерам компании эффективно выполнять возложенные на них обязанности, придать менеджерам компании достаточную уверенность в том, что активы компании используются наиболее эффективным образом для достижения целей и задач, стоящих перед компанией в целом и ее отдельными подразделениями.

Основной метод внутреннего аудита - проведение качественного аудита, выработка эффективных и выполнимых рекомендаций и дальнейший контроль их выполнения. Аудит не может считаться завершенным до тех пор, пока не будут внедрены аудиторские рекомендации и устранены выявленные отклонения (лучше идти по "горячим следам", т.е. снова и снова после аудита возвращаться к нему и отслеживать прогресс во внедрении аудиторских рекомендаций, выявляя возможные препятствия и предлагая новые решения).

Одним из важнейших аспектов деятельности внутреннего аудита является определение и анализ возможных внешних и внутренних рисков при разработке и внедрении новых проектов, а также выработка рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать возможные потери. Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем.

Ключевое условие успешного функционирования системы внутреннего аудита в компании — это соблюдение следующих принципов его эффективности.

  1. Принцип ответственности гласит: каждый внутренний аудитор (как субъект внутреннего контроля), работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

  2. Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.

  3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

  4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего аудита компании.

  5. Принцип комплексности гласит: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.

  6. Принцип разделения обязанностей гласит: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

  7. Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

Все перечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

В общем случае основным критерием эффективности внутреннего аудита служит соблюдение принципов функционирования его системы, описанных выше. Если эти принципы в организации не соблюдаются, система внутреннего аудита будет либо недейственной, либо действенной, но нерезультативной. Но в любом случае она не будет эффективной. Если в организации все принципы соблюдены, система внутреннего аудита может считаться эффективной при обязательном условии превышения значения показателя ее результативности над ее стоимостью. Определенную гарантию эффективности внутреннего аудита могут давать этические нормы и профессиональные стандарты внутреннего аудита. Наличие в коммерческой организации стандартов и кодекса этики внутреннего аудита делает возможной адекватную оценку внутреннего аудита как со стороны руководителей организации, так и со стороны внешних аудиторов.

Этические принципы, являющиеся ключевым условием достижения цели внутреннего аудита, должны отражать следующие основные моменты: независимость, объективность, лояльность, ответственность, конфиденциальность. Рассмотрим эти принципы подробнее.

Независимость помогает внутренним аудиторам исполнять аудит беспристрастно и выражать объективные суждения. Каждый внутренний аудитор должен быть независим в своих суждениях как от своих коллег, включая главного внутреннего аудитора, так и других работников организации, включая управленческий персонал. Также следует отметить, что внутренние аудиторы не должны получать от работников или клиентов (партнеров по бизнесу) организации что-либо ценное (подарки и т.п.), которое может ослабить или предполагает со временем ослабление их независимости.

Принцип объективности напрямую вытекает из принципа независимости. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы выполняли свою работу независимо, квалифицированно и честно.

Лояльность внутренних аудиторов означает, что они не должны быть сознательно вовлечены в нелегальную или ненадлежащую деятельность, не должны участвовать в действиях или деятельности, которые могут дискредитировать профессию внутреннего аудитора или же их организацию, вызвать конфликт интересов, нанести ущерб (прямой или косвенный) организации или же ущерб их способности быть объективными. Отдел (подразделение) внутреннего аудита должен быть самостоятелен, независим и нейтрален по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения — это позволяет предотвратить возможность его участия в борьбе за распределение власти в организации.

Ответственность предполагает готовность внутреннего аудитора выполнять работу лишь в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также готовность нести ответственность не только за свои действия, но и в целом за неадекватную деятельность подразделения внутреннего аудита, даже если его личная провинность отсутствует. Внутренние аудиторы должны стараться постоянно повышать свой профессиональный уровень, эффективность и качество своих услуг.

Конфиденциальность означает, что внутренние аудиторы должны быть осторожны в вопросах применения информации, приобретенной в процессе выполнения своих функций. Они не должны использовать конфиденциальную информацию ни в своих личных, ни в каких-либо иных целях. Кроме того, они не должны использовать служебные отношения в своих личных целях.

Любой аудитор, в том числе и внутренний, должен соблюдать приоритет интересов той социально-экономической системы, которой он служит, и поддерживать высокую репутацию своей профессии. При этом его ответственность: за неосмотрительную, в разумных пределах, оценку объемов работ, необходимых для достижения поставленных перед ним целей; за субъективную оценку сложности, существенности или значимости тех или иных аспектов, в отношении которых он формирует свои выводы; за оценку адекватности и эффективности управления рисками, а также систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; за вероятность существенных ошибок; за понесенные затраты на предоставляемую проаудированную информацию для системы управления экономическим субъектом, превышающие возможные экономические выгоды от управленческих решений, сформированных не ее основе, - должна быть адекватной возможным последствиям в пределах его компетенции.

Служба внутреннего аудита наделена определенными правами: проверка бухгалтерских регистров и первичных документов, наличия денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследование смет, планов и других документов финансово-хозяйственной деятельности; знакомство с приказами, распоряжениями руководителя, решениями собраний учредителей, акционеров, правления и должностных лиц, уже заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами; обследование объектов строительства, территорий, складов, мастерских и других производственных, хозяйственных и служебных помещений, мест хранения готовой продукции, оборудования и др.; проверка наличия, состояния и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц; требование проведения полной или частичной инвентаризации имущества и обязательств организации либо инвентаризации непосредственно аудитором с участием привлеченных к этому работников организации, в необходимых случаях- опечатывание сейфов, касс, складов, кладовых, архивов и других мест хранения средств; наблюдение за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверка правильности начисления налогов, сборов и платежей, а также своевременности их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды; проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильности составления расчетов по налогам и обязательным платежам; право получения от руководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, заверенных копий документов для приложения их к акту или заключению, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки; экспертиза эффективности системы управления сегментами и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидации организации; подготовка организации к внешнему аудиту и налоговому контролю; представление имущественных интересов организации при хозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде; оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения; специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

  1. Организация внутреннего аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.

Расчёты с дебиторами и кредиторами образуются на предприятии в процессе хозяйственной деятельности.

Цель внутреннего аудита дебиторской задолженности - достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учёта в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчётов с дебиторами и кредиторами, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением её наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчётности.
Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчётов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
Аудит расчётов с дебиторами и кредиторами включает проверку:

  • наличия необходимых первичных документов, договоров, расчётных документов, актов сверки расчётов, документов о проведении взаимозачётов, актов приемки – передачи векселей и т.д.;

  • соответствия данных первичных документов данным аналитического учёта, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учёта, бухгалтерской отчётности;

  • наличия инвентаризации расчётов согласно учётной политике организации или законодательству;

  • мер по взысканию дебиторской задолженности;

  • своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;

  • правомерности и своевременности отражения в учёте прекращения обязательств неденежными формами расчётов (зачёт, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).

Источниками информации для поведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами являются:

  • регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга).

  • регистры синтетического и аналитического учета расчетов;

  • первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

     Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.

В процессе проведения аудита перед планированием операций по аудиту аудитор обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность зависит от величины показателя бухгалтерской отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудиторы используют концепцию существенности (материальности) следующим образом:

  • как основу для планирования проверки при определении важных, нетипичных и содержащих ошибки статей и счетов, которым следует уделить особое внимание,

  • как основу оценки собранных аудиторских доказательств,

  • как основу для принятия решения о типе аудиторского заключения.

После этого аудитор может перейти к составлению общего плана аудиторской проверки. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Аудиторская программа проверки расчетов включает следующие аудиторские процедуры и рабочие документы, как распорядительно-исполнительные, так и свободные.

Аудиторские процедуры по проверке расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностям:

  • проведение опроса;

  • участие в инвентаризации счетов расчетов (проведение опроса, наблюдение за работой комиссии по инвентаризации (выборочно и по согласованию с руководством организации), проверка правильности оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете);

  • формирование выводов.

Рабочие документы аудитора:

  • опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности;

  • опросный лист по планированию проверки обязательств организации;

  • опросный лист для наблюдения за инвентаризацией расчетов;

  • протокол наблюдения за проведением инвентаризации;

  • рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.

Аудиторские процедуры по проверке расчетов с поставщиками и

подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов с

прочими дебиторами-кредиторами:

  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки дебиторской задолженности;

  • ознакомление с опросным листом по планированию проверки обязательств организации;

  • изучение структуры счета учета расчетов;

  • проведение анализа дебиторской задолженности, определение дебиторской задолженности с истекшим сроком давности и долгов, нереальных для взыскания, своевременность их списания, начисление НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

  • проведение анализа кредиторской задолженности, определение кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, своевременность списания;

  • проверка правильности оформления первичных документов по приобретению (поставке) товарно-материальных ценностей и получению (оказанию) услуг с целью подтверждения обоснованности и своевременности возникновения кредиторской (дебиторской) задолженности;

  • проверка правильности оформления и своевременности отражения на счетах

бухгалтерского учета операций с прочими дебиторами-кредиторами;

  • проверка правильности формирования резервов (соответствие операций законодательству, учетной политике);

  • проверка операций зачета взаимных требований;

  • арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса;

  • формирование выводов по результатам проверки.

Рабочие документы аудитора:

  • опросный лист по планированию проверки дебиторской задолженности;

  • опросный лист по планированию проверки обязательств организации;

  • рабочие документы аудитора по разделу, области аудита;

  • анкета (контрольный лист) по проверке дебиторской задолженности;

  • анкета (контрольный лист) по проверке обязательств организации.

Таким образом, выполнив намеченные  процедуры  по проверке расчетов с дебиторами и кредиторами, аудиторы собирают необходимую им информацию и делают выводы о состоянии расчетов. После этого ими составляется аудиторское заключение, где они выражают свое мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов с дебиторами. 

Форма и содержание аудиторского заключения регламентируется соответствующим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Письменная информация (отчет) аудитора - это документ, адресованный исключительно собственникам или руководству предприятия. Письменная информация (отчет) аудитора содержит исчерпывающую информацию о ходе аудита, отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухучета, существенных нарушениях действующего законодательства.

Список литературы.

  1. Внутренний контроль и аудит. Учебник / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.

  2. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.

  3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.

  4. СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»: Выпуск 12, 2009.

  5. Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ 
    "Об аудиторской деятельности" .


Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24