|
Организация службы внутреннего аудитаСодержание Скачать работу полностью Введение 3
Заключение 25 Список использованной литературы 27 Приложения 28 Введение Актуальность темы контрольной работы вызвана тем, что сегодня службы внутреннего аудита существуют во многих средних и крупных компаниях. И немало руководителей предприятий, где таких подразделений еще нет, задумываются об их создании. Растущий интерес к внутреннему аудиту обусловлен, по моему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит является одним из немногих доступных и в то же время недооцененных ресурсов, правильное использование которого может повысить эффективность компании. В-вторых, внутренний аудит становится привлекательным для собственников компаний, которые отходят от непосредственного ведения дел, передавая бразды правления профессиональным менеджерам. В-третьих, внутренний аудит – это неотъемлемая часть отлаженного корпоративного управления. Исходя из этого соображения, большинство западных публичных компаний либо уже имеют, либо создают службу внутреннего аудита. Кроме того, к факторам, побуждающим компании к организации внутреннего аудита, в российских условиях добавляется еще желание собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы фирмы. Ведь в ряде случаев это может привести к весьма существенной экономии средств. Целью данной контрольной работы является изучение деятельности службы внутреннего аудита, ее роль в эффективности управления предприятием, также рассмотрение взаимосвязи службы внутреннего аудита с другими службами и подразделениями организации. Работа состоит из трех глав: - первая глава раскрывает общие понятия о месте службы внутреннего аудита в органах контроля организации; - вторая глава посвящена организации службы внутреннего аудита[Приложение 3] и обязанностям ее сотрудников, а также технологии работы службы; - третья глава раскрывает взаимосвязь службы внутреннего аудита с другими подразделениями предприятия. Для выполнения контрольной работы и использовалась учебная литература, а также Интернет-источники. Также в контрольной работе будут представлены Приложения с примерами из СМИ.
Основным источником информации для совета директоров, безусловно, является менеджмент компании. Но совет директоров может эффективно осуществлять функцию контроля только в том случае, если у него имеется соответствующая информация, полученная от источников, не зависимых от менеджмента. Важным источником является внешний аудитор или внутренний ревизор, однако эта информация не может быть оперативной и полной, а значит, не всегда своевременной и качественной с позиции предупреждения рисков. Более полную и качественную информацию о работе менеджеров может предоставить внутренний аудитор, при условии его независимости и адекватном построении системы корпоративного управления. [7, с.12] Управление корпоративное - это, с одной стороны, совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля; с другой - это система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов. Как правило, служба внутреннего аудита организации находится в прямом подчинении совета директоров или другого представительного органа собственников компании. Поэтому выделяют три основных подхода к организации внутреннего аудита в компании. Первый из них - это создание собственной службы внутреннего аудита. Данный вариант обладает следующими преимуществами:
Второй способ организовать внутренний аудит - использовать аутсорсинг, т. е. полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту. Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Этот термин заимствован из английского языка (outsourcing) и дословно переводится как «использование чужих ресурсов». Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру. Иными словами, для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию. Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе на длительное время непрофильных функций организации внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом и соответствующим техническим оснащением. Внешний исполнитель, берущий на себя «чужие» функции, называется аутсорсинговой организацией или аутсорсером. Не стоит относить к аутсорсингу использование любых услуг, оказываемых внешними исполнителями. Под аутсорсингом следует понимать именно передачу на длительное время ведения какой-либо непрофильной деятельности организации, которая в принципе может осуществляться и своими силами. Наконец, третий вариант — ко-сорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта. Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и ко-сорсинга включают:
Основным недостатком аутсорсинга и ко-сорсинга является то, что человеку стороннему по отношению к организации очень трудно стать ее частью, почувствовать биение пульса и проникнуться ее культурой. Как бы доброжелательны и открыты ни были специалисты, работающие в проектах по аутсорсингу (ко-сорсингу), к ним всегда будут относиться как к «чужакам» и их не станут посвящать во все тонкости функционирования организационного механизма. [5, с.35] К аутсорсингу и ко-сорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственной службы внутреннего аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, необходимы для аудита какой-либо специфической области (например, такой, как информационные технологии или капитальное строительство). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов. Следует заметить, что не существует «правильной» (шаблонной) организации службы внутреннего аудита, ее структуры, состава и численности. В каждом конкретном случае структура и численность СВА определяются индивидуально, на основе различных факторов. Первый из них — роль внутреннего аудита в организации и задачи, которые ставит перед внутренним аудитом руководство компании. Второй фактор, влияющий на структуру СВА, - степень подверженности компании различного рода рискам. Третий фактор — зрелость контрольной среды в компании. И наконец, четвертый фактор — количество структурных подразделений и географическая разветвленность компании. К сожалению, во многих случаях структура и численность службы внутреннего аудита определяются лишь величиной выделенного бюджета. И перечисленные выше факторы чаще всего не учитываются. Создавая службу внутреннего аудита, следует также помнить, что уровень ее структурной подчиненности оказывает первостепенное влияние на независимость внутренних аудиторов. Можно выделить три возможных варианта построения службы внутреннего аудита: централизованная, децентрализованная и иерархическая. В централизованной схеме существует служба внутреннего аудита на уровне головной, управляющей компании. При этом сотрудники СВА могут работать непосредственно в головной, управляющей компании или же состоять в штате филиалов, дочерних компаний, но функционально они подчиняются руководителю службы внутреннего аудита головной, управляющей компании. При децентрализованной схеме сотрудники СВА территориально находятся в филиалах, дочерних компаниях и подчиняются как административно, так и функционально а. рамках филиалов, дочерних компаний. Служба внутреннего аудита на уровне головной, управляющей компании, не формируется. Для иерархической структуры характерно наличие корпоративной службы внутреннего аудита на уровне головной (управляющей) компании и служб внутреннего аудита на уровне филиалов (дочерних компаний). При этом службы внутреннего аудита на местах не подчинены корпоративной службе внутреннего аудита. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки. [2, с. 46] Так, к достоинствам централизованной схемы относятся наибольшая степень независимости от местного руководства и единство аудиторских подходов. Недостатками могут считаться меньшая оперативность и увеличение командировочных расходов. Достоинствами децентрализованной схемы являются хорошее знание внутренними аудиторами специфики своих подразделений (филиалов, дочерних компаний) и оперативное реагирование на возникающие проблемы. Наиболее существенные недостатки — отсутствие независимости от местного руководства, а также вероятные различия в подходах и рекомендациях служб внутреннего аудита подразделений компании. Иерархическая схема вбирает достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной схем. С одной стороны, для нее характерны независимость корпоративного аудита от руководства филиалов (дочерних) компаний и знание специфики службами внутреннего аудита подразделений. Но, с другой стороны, очевиден рост издержек на общее увеличение штата внутреннего аудита и различия в подходах и рекомендациях как между корпоративной службой внутреннего аудита и аналогичными службами подразделений, так и между службами внутреннего аудита самих подразделений. Таким образом, подход к созданию службы внутреннего аудита должен определяться исходя из плюсов и минусов каждого варианта, принимая во внимание специфику организации.
Одним из необходимых внутренних документов, подлежащих утверждению при создании службы внутреннего аудита как структурного подразделения организации, является положение о структурном подразделении – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений. [6, с. 73] Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:
Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе. Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением. Положение о подразделении оформляется на общем бланке-организации.<.....> |
Loading
|