Адамов Артюр
Адамов (Adamov)
Артюр (23.8.1908, Кисловодск-15.03.1970, Париж),
франц. драматург. В 1914 А. с семьей выехал
из России за границу, с 1924 живёт в Париже.
В юности сочинял стихи в духе сюрреализма.
А. выступил против прогитлеровского
правительства Виши и был заточен в
концлагерь (1942). Его повесть «Признание»
(1946) проникнута безысходностью. Сюжеты
драм «Пародия» (опубликована 1950),
«Вторжение» (1950) для авангардистского
театра (см. Авангардизм) выражали крайний
пессимизм, как и пьесы «Большой и малый маневр» (1953),
«Все против всех» (1953). В комедии
«Пинг-понг» (1955) ощутимы социальные
мотивы; строй жизни буржуа осмеян в
фарсе «Паоло Паоли» (1957) и скетче
«Интимность» (1958). Оптимистическая
трагедия «Весна семьдесят первого»
(1961, русский перевод 1968) воссоздала
героические характеры парижских
коммунаров. Современный расизм - объект
критики в гротескной пьесе «Политика
отбросов» (1962). В трагикомедии «Святая
Европа» (1966) в обличье средне-векового
мракобесия угадывается и высмеивается
империализм. Горек смех А. в буффонаде
«Умеренный» (1968), грозен - в драме «Off
limits» (англ. - «Сверх меры», 1968), воссоздающей
трагическую атмосферу американского
образа жизни. Движение эстетической
мысли А. к реализму, суждения о новаторстве
А. П. Чехова, Б. Брехта, Ш. О’Кейси отражены
в сборнике «Здесь и сейчас» (1964); жизнь
и духовная эволюция А. воспроизведены
в книгах воспоминаний «Человек и дитя»
(1968). А. - член Национального комитета
писателей Франции.