Центральный Дом Знаний - Дворянская империя в 60-90-х гг. 18 века

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дворянская империя в 60-90-х гг. 18 века

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II………………………………….4

2. Социально – экономическое и политическое реформирование Российской империи в 60 – 90-х г.г. 18 в.………………………………………11

3 Внешняя политика Российской империи в 60 – 90-х г.г. 18 века ………….17

4. Заключение……………………………………………………………………23

5. Список литературы…………………………………………………………...24

Введение:

Петр I, умерший 28 января 1725 г., оставил свою державу в очень сложном положении. Решительно порвав со стариной и начав строить новую Россию, он не сумел довести свое дело до конца. Правда, при этом он достаточно четко определил основные принципы и направления в дальнейшем созидании мощного самодержавного государства. Теперь очень многое зависело от того, в чьи руки попадет дело Петра.

Но случилось так, что именно вопрос о преемниках великого государя на несколько десятилетий стал в России по-настоящему больным. В 1722г. сам Петр I издал Устав о наследии престола. По нему назначение наследника находилось теперь «в воле правительствующего государя», степень родства теряла всякое значение. После него в России начинается борьба за власть между отдельными влиятельными лицами и группировками. Время от эпохи Петра I до эпохи Екатерины II вполне заслуживает названия эпохи дворцовых переворотов (1725 – 1762).(1)

Екатерина II, вошедшая в историю как великая государыня, «матушка-императрица», считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь соревновалась в славе. Его главную заслугу Екатерина видела в европеизации России, в превращении ее в мощную империю с ведущей ролью в мировой политике. Характеризуя время правления Екатерины II, В.О. Ключевский писал: «С Петра, едва смея считать себя людьми и еще не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми лицами в Европе».

Что же представляла собой личность Екатерины II, какую службу сослужила она России за 34 года своего царствования – с 1762 по 1796 гг? (2)

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины.

Будущая императрица родилась 21 апреля 1729 г. в г. Штеттине (ныне Щецин) в семье прусского генерала. При рождении она получила имя София-Августа-Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская, по домашнему Фике.

Екатерина росла живой, общительной девочкой, любившей проказы. Мать воспитывала ее в строгости, подавляя в ней всякие проявления гордости и высокомерия. Необходимость скрывать свои чувства научила Екатерину искусству притворства, которым она умело пользовалась всю жизнь. С детства прусская принцесса, не лишенная честолюбия, слышала разговоры о России как стране больших возможностей. Ее волновал и тот факт, что этой огромной и богатой страной управляли подряд три женщины. Поэтому приглашение Елизаветы Петровны прибыть в Россию было встречено без колебаний. В феврале 1744 г. будущая императрица вступила на землю своей новой родины, в июне крестилась по православному обряду и была наречена Екатериной Алексеевной. В августе 1745 г. она стала женой Петра III, а в сентябре 1754 г., через девять лет после замужества, родила сына, которого назвали Павел.

Супружеская жизнь не принесла Екатерине счастья. Даже императрица Елизавета, тиранившая молодую родственницу, вынуждена была признать, что племянник ее дурак, а великая княгиня очень умна. Жизнь при дворе оказалась для Екатерины очень трудной. За каждым ее шагом зорко следили, она должна была подчиняться строгим правилам этикета и даже письма к родителям за нее писали в Коллегии иностранных дел.

Придворная жизнь, необходимость постоянно быть на стороне, отстаивать свои права и интересы закалили характер Екатерины. Она становилась зрелым политиком, твердо знающим, как добиваться поставленной перед собой цели. В то же время ее богатая незаурядная натура ищет отдушину, некую нишу, где можно было бы укрыться от посторонних глаз и оставаться самой собой. Так будущая императрица пристрастилась к книгам, без которых вскоре представить свою жизнь уже не могла. Начала она с французских любовных романов, но постепенно пытливый от природы ум привел ее к серьезному чтению – сочинениям французских просветителей, истинных властителей дум тогдашней интеллектуальной Европы. Постепенно она начинает писать сама.

Немка по рождению, француженка по любимому языку и воспитанию, Екатерина стремилась доказать, что она способна выражать национальные интересы русского народа. Ей была непонятна нелюбовь Петра III ко всему русскому. Она, напротив, стремилась лучше узнать русскую историю, обычаи, историю окружавших ее знатных семейств. Зная религиозность народа, Екатерина педантично выполняла обряды православной церкви, подолгу молилась и постилась.

Воцарение Екатерины II на русском престоле произошло 28 августа 1762 года в результате дворцового переворота и последовавшего убийства ее мужа – императора Петра III.

Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.

Реально политика просвещенного абсолютизма сводилась к тому, чтобы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху проводить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка. (2)

Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов. В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, - это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца. (3)

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:

«1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом, и нужно ему преподать некоторые искусства». (Записки Екатерины Второй – М., 1997) (1)

Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. (4)

Одной из первых мер, предпринятых императрицей, был созыв Уложенной комиссии для создания нового свода законов. Его создание Екатерина передала депутатам, выбранным из разных слоев населения. В назидание депутатам она написала «Наказ», в котором излагала свои соображения о том, на каких принципах должен быть построен новый свод законов. (1)

«Наказ» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье "О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее «Наказ» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма". «Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, "чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства". Вольность в понимании Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать".

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ. И все же Екатерина видела в крепостном праве "несносное и жестокое иго", "человеческому роду нестерпимое положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и "генеральное освобождение" она считала несвоевременным и опасным, а для "приготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе "Наказа" проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов. Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Именно с этого момента уже современники будут называть её "Великой".

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков. (4)

Потерпев неудачу в сотрудничестве с подданными, Екатерина II позже предпочитала действовать в традиционном духе, проводя сверху те преобразования, которые считала необходимыми. Именно так была проведена губернская (областная) реформа. Она предусматривала новое административно-территориальное деление России. По сравнению с предыдущим (губернии – провинции – уезды) оно упрощалось: страна делилась теперь на губернии, а те на уезды. Основные властные функции на местах – административные, финансовые, судебные – делились между различными органами.

В результате губернской реформы на местах возник сложный и довольно эффективный аппарат местного управления и судопроизводства. Однако она требовала своего продолжения. Нужно было преобразовать центральные органы управления, приводя их в соответствие с местными, налаживая между центром и губерниями такую же последовательную и прочную взаимосвязь, как между губерниями и уездами. Но этот шаг Екатерина так и не сделала.

Именно в созыве Уложенной комиссии и губернской реформе наиболее ярко проявился «просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Эти меры свидетельствовали о ее стремлении укрепить свою власть на «просветительских» основаниях, дав стране разумное законодательство и хорошо организованное управление.(1)

2. Социально – экономическое и политическое реформирование Российской империи в 60 – 90-х г.г. 18 в.

Первый период царствования Екатерины II – это время ее активной реформаторской деятельности. Основные государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II:

- 1763 г – Реформа Сената: упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранив их только за монархом.

15 декабря появился указ, в соответствии с которым изменялись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

- 1764 г. – Секуляризация церковных владений (передача их в ведение Коллегии экономии). (3)

Прилагая большие усилия к укреплению абсолютистского государства, Екатерина не могла мириться с экономической независимостью православной церкви. Хотя Петр I и подчинил церковь контролю государства, учредив Святейший Синод, церковь продолжала оставаться крупным корпоративным собственником. Монастырям принадлежали огромные земельные угодья, на которых трудилось 910 тыс. душ крепостных крестьян. Екатерина II, приняв православие и выполняя все православные обряды, не отличалась набожностью. Ее сознание было рациональным и прагматичным. Она отобрала в казну монастырские земли вместе с крестьянами, а сами монастыри перевела на штаты, которые фиксировались государством. В результате из 954 православных монастырей осталось только 385. Влияние церкви на жизнь общества значительно уменьшилось. В то же время такие действия Екатерины позволили ослабить финансовый кризис, пополнить казну, расплатиться с армией, которая давно не получала жалования, и поднять кредит доверия России за границей.(2)

- 1764 г. – Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине.

Автономный статус Украины вызывал сильное недовольство императрицы. С 1654 г Украина управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольности и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от одного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман

К.Р. Разумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки. (3)

- 1769 г. – Финансовая реформа: введение бумажных денег – ассигнаций.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII в. в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше – в 5 раз.

Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в. бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебром). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй – в следующем году в Италии.

Бюджет России был типичен для абсолютистских государств Европы. Доходы росли за счет повышения налогов – как прямых (подушная дать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и других товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.). В расходной части бюджета на первом месте стояли затраты на армию и флот, далее шли расходы на управление, содержание двора, незначительные средства тратились на развитие науки, просвещения и искусства. (5)

- 1775 г. – Введение свободы предпринимательства.

В 1762 г. Екатерина упразднила монополии в торговле и промышленности; в 1775 г. объявила свободу предпринимательства. По указу 1762 г. предприниматель был волен производить ту продукцию, какую хотел, и торговать ею. По указу 1775 г. открыть промышленное или торговое заведение мог каждый желающий без всякого разрешения и регистрации в государственном учреждении. Оба указа, способствовавшие проявлению инициативы и предприимчивости, заметно оживили промышленность и торговлю.

В вопросе защиты отечественного предпринимательства от иностранной конкуренции Екатерина продолжала держаться петровской политики. Таможенный тариф 1796 г. запрещал ввоз полотен, кожевенных изделий, изделий из железа, чугуна.

Кроме того, купечество было освобождено от подушной подати, замененной сбором 1% с капитала. Купцы получили и право откупаться от рекрутчины. (1)

- 1775 г. – Губернская реформа: «учреждения для управления губерний всероссийской империи».

Губернская реформа впервые отделила судебную власть от исполнительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в Российской правовой практике уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губернатором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и право приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было неполным.

- 1782 г. – Полицейская реформа: введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и контрольно – нравственный контроль.

- 1785 г. – Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». (3)

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них – дворяне и духовенство; второй – купцы; третий – цеховые ремесленники; четвертый – постоянно жившие в городе иностранцы; пятый – именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов; шестой – посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления – Общую городскую думу, городского голову и судей. Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора. (5)

- 1785 г. – Жалованная грамота дворянству – «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - расширение дворянских привилегий.

Царица широко раздавала помещикам земли вместе с населением – государственными крестьянами. Крепостное право приобретает все более жестокий и интенсивный характер. В 1765 г. Екатерина предоставила помещикам право ссылать своих крепостных крестьян на каторжные работы. В 1767 г. Екатерина II издала указ, запрещавший крестьянам жаловаться на помещиков. Челобитчиков ждали кнут и ссылка на вечные каторжные работы. Подобная законодательная деятельность привела крестьян в состояние, мало чем отличавшееся от рабского. Правда, в законодательстве все же указывались границы помещичьей власти: помещик подлежал уголовному преследованию за истязание и убийство своих крепостных. Однако при запрещении жаловаться на помещиков, нелегко было установить сам факт истязания или убийства.

Жалованная грамота дворянству представляла собой изложение и закрепление «благородным сословием» всех дарованных ему ранее прав и привилегий с некоторыми новыми прибавлениями. К важнейшим из этих привилегий относилось право владения вотчинами (землями, передаваемыми по наследству) и крестьянами. Грамота подтверждала освобождение дворян от обязательной службы. Кроме того, они освобождались от уплаты подушной подати и телесных наказаний. Дворянство получило и еще одну привилегию, которой не имело в России никакое другое сословие: у него появилась возможность создавать свои корпоративные организации на местах. На уездном уровне дворяне объединялись в уездное дворянское собрание, на губернском – в губернское дворянское собрание. (1)

- 1786 г – Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений.

Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60 – 70 годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. В Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением девочек – мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

Большую роль в проведении образовательной реформы сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских – четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60 – 70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. (5)<.......>

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24