|
Литература, архитектура, изобразительное и декоративное искусство ЙеменаСредневековая йеменская литература развивалась в общем потоке араб. литературы и была представлена в основном поэзией на религиозные темы. Исключение составляет значительная для своей эпохи поэма «Химьяритская касыда» Нашвана аль-Химьяри (умер 1117), передающая ценные исторические факты. В этот же период появились «Диван стихов» аль-Хамадани, поэмы Аша Хамадана и др. Обновлению йеменской литературы способствовал рост антиимпериалистической борьбы. Поэты 50—60-х гг. 20 в. Яхья Бен Мухаммед аль-Арьяни, Абд аль-Керим Мазхар и др. пишут традиционные касыды. Реалистическое направление представлено писателями более молодого поколения, которые сгруппировались вокруг литературного журнала «Аль-Мустакбаль» («Будущее») — Ахмед аль-Фейс, Шауки Абдалла, Джафар Абдо и др. Скульптурная голова, найденная близ Мариба. Алебастр. 1-е тыс. до н. э. На территории Й. открыты остатки
древних (со 2-го тыс. до н. э.) городов —
Мариба, Карнаву (Маин) и др., большей
частью прямоугольных в плане, обнесённых
высокими (10—12 м) стенами с башнями;
руины ирригационных сооружений (Марибская
плотина, 7 в. до н. э.) каменных храмов,
украшенных рельефами, статуями, иногда
росписями (овальный в плане храм Аввам
близ Мариба, 8 в. до н. э.; прямоугольный
храм Расф близ Карнаву, между 550—450 до
н. э.; и др.). Найдены: скульптура из камня
и бронзы (фигуры людей и животных,
вотивные статуэтки и др.), произведения
глиптики, керамики. С 1 в. известен г.
Сана, в котором, по описанию араб. авторов,
стоял 20-этажный замок Гумдан. С
распространением ислама строятся
мечети, сначала «дворового» типа
(аль-Джама аль-Кебир в Сане, 670-е гг.,
расширялась в 8, 10 и 12 вв.), позднее — в
виде одного или нескольких купольных
залов (мечеть аль-Ашрафия, 13 в., в Таизе;
мечеть Бакилидже, 17 в., в Сане). При мечетях
возвышаются минареты, обычно ярусные,
круглые или многогранные (на квадратном
цоколе), завершенные куполком. Разнообразны
жилые дома. Характерны богатые 3—7-этажные
каменные и кирпичные дома в Сане с белыми
обрамлениями окон (прямоугольных,
круглых, арочных), входов, междуэтажными
поясами. В Таизе — 3—4-этажные здания
без наружного декора, в Ходейде—
оштукатуренные, с ажурными балконами.
Сельское жилище в глубине страны —
высокие сырцовые или каменные дома,
часто обнесённые стеной, иногда
неприступные башни, с хлевом в нижнем
этаже и жилыми помещениями в верхних,
в прибрежных районах — хижины с деревянным
остовом, оплетённым камышом или травой.
В современном Й. строятся
промышленные и ирригационные сооружения;
рядом со старыми частями городов
развиваются новые со зданиями современного
типа, но сохраняющими и элементы
традиционного зодчества (постройки в
Сане, Таизе; порт Ходейда). Бронзовая статуя из Мариба. 1-я половина 1-го тыс. до н. э. Бытуют старинные виды народного искусства: инкрустация по дереву и металлу, ювелирное дело (серебряные филигранные подвески с камнями, перстни, браслеты, кривые ножи- «джамбия», украшенные серебром и сердоликами), вышивка шёлком и шерстью с металлической нитью (геометрические узоры) на национальной одежде, ковроделие (шерстяные безворсовые ковры с яркими полосами — красными, зелёными, жёлтыми). Скульптурная голова, найденная близ Мариба. Алебастр. 1-е тыс. до н. э. Дворец в Вади-Дар близ Саны. Рельеф из Мариба. Алебастр. 2 в. н. э. (?). Народное искусство Йеменской Арабской Республики: 1 — медный пояс с украшенным серебром рогом для пороха; 2 — серебряный кошелёк; 3 — деревянная табакерка, инкрустированная серебром и медью; 4 — нож-«джамбия» в ножнах. Йемен.Статуя Йемен. Укреплённое сельское жилище-башня. |
Loading
|