Йогачары
Йогачары, виджнянавадины,
последователи одной из двух крупнейших
(наряду с мадхьямикой) религиозно-философских
школ буддизма махаяны. Основные
идеи учения Й. появляются в 3 в. н. э.
Виднейшими представителями Й. считаются:
Асанга (4 в. н. э.) — основные соч.
"Йога-чарьябхуми", "Махаяна
сампариграха" и "Абхидхармасамуччая"
— и Васубандху (5 в. н. э.) — основные соч.
"Вьякхьяюкти", "Вимшика",
"Трамшика". Расцвет школы относится
к 6—8 вв. н. э., когда создаются комментарии
на соч. Асанги и Васубандху (труды
Стхирамати и Дхармапалы) и когда протекает
деятельность крупнейших буддийских
логиков Дигнаги и Дхармакирти, соч.
которых сохранились главным образом в
тибетских, монг. и отчасти кит. переводах.
Конкретизируя общее положение
буддизма о единственности реальности
и ценности психического бытия личности,
Й. развивают идею исключительной
значимости чистого сознания (виджняны),
отвлечённого от всякого содержания.
Пребывание в этом сознании, составляющее
цель человеческих стремлений, есть
бодхи (буквально "просветление"),
или нирвана; как средство её достижения
у Й. особенно культивировалась йога.
Одновременно в школе Й. была распространена
концепция алая виджняны ("сокровищницы
сознания", буквально "накопленного
сознания"), своеобразного всесознания,
абсолютного сознания, имеющего природу
Будды и выступающего как бы в качестве
общей основы для всякого эмпирического,
индивидуального сознания.
Й. внесли большой вклад в развитие
неаристотелевской логики, создав
самостоятельную её отрасль — так
называемую буддийскую логику с совершенно
оригинальной разработкой проблем
дихотомической классификации категорий,
построения фигур силлогизма и др.