Центральный Дом Знаний - Юридические аспекты применения сети Интернет в России

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Юридические аспекты применения сети Интернет в России

Скачать работу

Юридические аспекты применения сети Интернет в России

Введение

Все большую роль в нашей жизни начинают играть коммуникации. Расстояния не имеют того значения, что прежде, мир становится теснее. Количество информации, обрушивающейся на человека, растет в геометрической прогрессии. Ярким проявлением этих процессов является всемирная компьютерная сеть «Интернет» или всемирная паутина (world.wide.web).

К наиболее быстро развивающимся отраслям в мире можно отнести электронику, коммуникации, связь, электронные средства массовой информации. Этот процесс настолько стремителен, что порой нормы права не поспевают за ним. В частности процесс взаимодействия людей посредством электронных средств коммуникаций, когда многие действия осуществляются не в реальном мире, а в виртуальном. В какой-то степени эти действия выходят за рамки правового поля, поэтому, сеть Интернет сегодня — это целинная земля для юриспруденции. И только в процессе взаимодействия, благодаря прецедентам, выстроится правовая картинка.

На Западе нормы регулирующие отношения в сети Интернет более или менее оформлены. В России Интернет — это правовой вакуум, хотя "наскрести” нормы из общих положений можно. В действительности же не существует норм, которые бы регулировали Интернет, потому что физически сеть Интернет — это огромное количество серверов и компьютеров, имеющих связь друг с другом.

Существуют сложившиеся отношения, урегулированные нормой права. При переносе этих отношений в Интернет они трансформируются настолько, что нормы, их регулировавшие, остаются в лучшем случае невостребованными. Они становятся неуместными. Они не нужны Интернету. Потому что Интернет изначально создавался как саморегулируемая структура.

В данной работе раскрывается юридическая природа Интернета, дается обзор законодательства, как российского, так и зарубежного, сложившаяся практика отношений в сети, права и обязанности субъектов в правоотношениях, таких как авторские права и их защита, торговая марка, заключение сделок, расчетные отношения, и другие. Раскрывается понятие электронного документа, его юридической силы и способы его защиты. Ставится вопрос о том, является ли Интернет средством массовой информации.

Материал основан на таких нормативных актах, как Закон "Об информации, информатизации и защите информации", Закон "О средствах массовой информации", Закон "Об авторском праве и смежных правах". В качестве специальной литературы были использованы статьи такого характера как "Интернет и право" [Якушев М. А. Законодательство. — 1997, № 1], "Совершение сделок путем электронного обмена данными (Принципы правового подхода)" [Соловяненко Н. Хозяйство и право. — 1997, №№ 6 – 7]. Также в качестве источников служили материалы конференций, проводимых в Интернете по изложенным выше вопросам, многочисленные публикации специалистов в этой области Александра Ивлева, Николая Чувахина, Виктора Наумова, а также материалы передач Радио Свобода «Седьмой континент». Судебная практика по данному вопросу, насколько известно, еще не сложилась.

Глава 1. Юридическая природа сети Интернет

§ 1. История развития сети Интернет

  Что такое "Интернет"? О глобальной компьютерной сети (ее другая обобщающая характеристика — всемирная информационная служба), известной под английским названием INTERNET, часто говорят, что ее возникновение и непредсказуемо бурное развитие может стать крупнейшим событием в истории мировой цивилизации конца XX в.

Не будем спорить, насколько соответствует такая оценка действительному положению вещей, но вряд ли еще к какому-либо аспекту развития компьютерных технологий было привлечено столь пристальное внимание не только узких специалистов, но и все возрастающего числа людей самых разных профессий.

Самое простое определение "Интернета" — объединение компьютерных сетей. А их существует множество — от локальных (например, объединяющих несколько компьютеров на одном предприятии) до региональных и общенациональных коммерческих сетей. Клиенты ("пользователи" или "подписчики") "Интернета" также могут подключаться к другим компьютерам, обмениваться сообщениями по электронной почте, получать разнообразную информацию с многочисленных баз данных. Но Интернет имеет и существенные отличия от исторически предшествовавших ему коммерческих сетей, что и обеспечило ему столь стремительное развитие в последние годы.

Во-первых, Интернет организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации — производители информации, имеющие возможность доступа к Интернету на практически тех же условиях, что и потребители информации.

Во-вторых, Интернету присущи подлинно глобальные масштабы — он объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к Интернету может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. К концу 1996 г. число пользователей Интернета во всем мире уже исчислялось десятками миллионов, и ежедневно подключаются десятки тысяч новых клиентов.

В-третьих, сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно Интернет постоянно и успешно прогрессирует в своем развитии не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации).

Сеть обладает множеством признаков, которые характеризуют ее как особого рода реальность, среди которых можно выделить несколько более важных. К таким наиболее важным относятся внепространственность и вневременность. Для обоих признаков характерно то, что они необъективируются, то есть выводятся только из субъективных ощущений, но также характерно и то, что эти субъективные ощущения существуют вполне объективно.

Внепространственность означает, что Сеть не может быть локализована даже посредством поименного указания серверов. Внепространственность стирает реальные границы, будь то границы между государствами, субъектами федерации, городами, создает впечатление унифицированности сетевых событий, то есть заставляет мыслить их как нечто единообразное, данное в единой форме при различии содержания.

Вневременность означает, что Сеть безразлична к истории, так как Сетевые формы избавлены от ее влияния. Сеть внеисторична даже тогда, когда указывает на исторические факты (например, указание на дату правовой охраны авторских прав или указание на update). Вневременность возникает из-за субъективного ощущения Сети как реальности особого рода, для которой свойственна внепространственность.

Юридические факты есть то, что свойственно времени, Сеть же не обладает даже внутренним временем либо можно сказать, что Сетевое время всегда одно и то же; из этого можно сделать вывод, что юридический факт и Сеть несовместимы. Юридический факт есть достояние действительности со всеми ее причинно-временными связями.

Вышесказанное (внепространственность, локализованность с бесконечным содержанием) и вневременность (безразличие к истории) раскрывает саму Сеть как некую иллюзорную реальность, которая существует только здесь и сейчас и бесконечна по содержанию.

Парадоксальность подобного утверждения приводится не как что-то, чему нужно найти более внятное объяснение, опровергать и т. д. Возможность таких субъективных подходов к описанию Сети лишь указывает на то, что при анализе взаимодействия правовых норм и Сетевого серфинга категории действительности не всегда применимы. Вопрос состоит в том, нужно ли разрабатывать новые категории. Может быть и нужно, но сейчас можно обойтись и без них. Для эффективного правового регулирования не обязательно что-то усложнять.

Приведенный выше субъективный парадокс следует иметь в виду лишь в перспективе, так как со временем возникнут проблемы, которые потребуют серьезного философского переосмысления.

  Сеть есть лишь совокупность серверов, не больше, но и не меньше, и все связанные с ней процессы происходят в рамках серверов и средств их коммуникаций. Чтобы стать объектом правового регулирования, Сеть должна быть объективирована, как и любые общественные отношения, и выражаться в конкретных предметах.

Непосредственным предшественником "Интернета" была компьютерная сеть APRANET Министерства обороны США, объединившая в 1969 г. несколько американских университетов и компаний, выполнявших военные заказы. Это был эксперимент по пакетной коммутации. Управление перспективных исследований Министерства обороны США хотело выяснить, возможно ли создание системы управления и связи, в которой контакт между отдельными частями системы будет поддерживаться способом иным, нежели схемная коммутация — физическое соединение устройств связи неразрывной электрической цепью. И здесь как нельзя кстати пришлись некоторые новые тогда академические идеи.

В 1961 году Леонард Клейнрок из Массачусетского технологического института опубликовал свою первую статью по пакетной коммутации. Изложенная простым языком, идея пакетной коммутации выглядела так: данные должны передаваться в цифровой форме в виде пакетов — дискретных фрагментов, имеющих некоторую унифицированную структуру. В частности, пакет должен содержать публичную информацию о том, откуда и куда он направляется (позднее это было реализовано в виде заголовков пакетов). В то же время, "тело" пакета может быть зашифровано, чтобы, даже перехватив его, посторонние лица не смогли бы его прочесть. Тем не менее, структура сети должна была также быть публичной — иначе оказывалась бы невозможной доставка пакетов по назначению (позже она получила название маршрутизация).

Социальные аспекты развертывания крупных вычислительных сетей были проанализированы задолго до появления первой такой сети. В августе 1962 года Дж. К. Р. Ликлайдер из того же Массачусетского технологического института опубликовал серию аналитических записок под общим названием "Взаимодействие человека с машиной в реальном времени". Ликлайдер полагал, что со временем множество компьютеров и локальных сетей будут объединены в единую систему, в которой каждый будет иметь возможность воспользоваться любыми находящимися в системе данными и программными продуктами.

В 1964 году вышла в свет книга Леонарда Клейнрока о пакетной коммутации, а группа RAND подготовила статью о применении пакетной коммутации в военных системах телефонной связи.

Таким образом, еще за несколько лет до появления ARPAnet и TCP/IP стал очевиден публично-частный дуализм глобальных компьютерных сетей — информация (в том числе и носящая частный, конфиденциальный характер) должна была передаваться по публичным сетям и могла перехватываться третьими сторонами при передаче.

Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Объем чисто гражданских вопросов, решавшихся через эту сеть, постоянно рос, и Министерство обороны США разделило сеть на две части: одну для военных целей, другую — для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название "Интернет".

Постепенно к сети стали подключаться частные компании, некоторые из них продавали возможность входа в сеть всем желающим. "Интернет" был приватизирован. Правительство США перестало его субсидировать и контролировать. С начала 90-х гг. он стал лавинообразно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи (meeting point).

§ 2. Подключение к сети Интернет

Как стать пользователем Интернета? Если какое-либо предприятие или частное лицо желает стать клиентом Интернета, ему необходимо обратиться с просьбой о подключении к специальным поставщикам (provider) сети — организациям, имеющим прямые входы в сеть (как правило, через телефонные или оптоволоконные кабели). Ими могут быть университеты, специализированные фирмы, телефонные компании и др. На территории стран СНГ обычно это фирмы, имеющие возможность подключения к АТС или ведомственным каналам связи, обеспечивающим скоростную передачу данных. Именно поставщик — то лицо, с которым пользователь "Интернета" непосредственно вступает в отношения по поводу применения сети. Получая возможность подключения к компьютеру поставщика, пользователь тем самым включает собственный компьютер в своего рода локальную сеть (сеть поставщика), которая соединена с другими сетями, образующими Интернет.

Для подключения к Интернету новый клиент должен зарегистрировать свое имя (можно выбрать его произвольно, однако оно не должно совпадать с уже имеющимися), приобрести необходимое программное обеспечение и арендовать линию связи. Эти и другие услуги поставщиков платные, но они имеют постоянную тенденцию к удешевлению. Сейчас аренда одного часа работы телефонного канала стоит примерно 1 доллар США. Впрочем, в некоторых странах поставщики-монополисты могут предлагать свой "товар" существенно дороже.

Оплата услуг производится подобно оплате за междугородные телефонные разговоры, как правило, раз в месяц. Подсчет времени, затраченного клиентом на работу в Интернете, осуществляет поставщик. Если пользователь обращается лишь к бесплатным ус лугам сети, то его затраты ограничиваются оплатой счетов поставщика.

§ 3. Возможности сети Интернет

Какие возможности предоставляются пользователям Интернета? В настоящее время большое количество услуг клиенты получают бесплатно. Например, при обмене данными между сетями оплачивается лишь использование каналов передачи информации, но не сама информация. Конечно, со временем могут произойти изменения.

Необходимо помнить, что сама сеть никаких услуг, помимо подключения друг к другу компьютеров, оказывать не может. Все услуги в Интернете предоставляются различными организациями. Некоторые из них вообще не имеют отношения к компьютерным технологиям, другие специализируются на сетевых услугах, например, создавая и размещая в Интернете рекламу других фирм или публикуя сетевые версии газет и журналов. Многие организации и частные лица оказывают услуги в рекламных целях. Ряд фирм, ведущих активную коммерческую работу в Интернете, хорошо известен и в "некомпьютерном" мире. Так, крупные авиакомпании не только предлагают потенциальным пассажирам в течение сеанса разработать маршрут авиапутешествия, но и сразу же купить билет.

В целом можно сказать, что в Интернете уже доступна, или в скором времени будет доступна, практически любая услуга, которую можно получить без непосредственного контакта с производителем (например, по телефону): справочная информация, прогноз погоды, консультация юриста, заказ и покупка мебели по каталогу, просмотр видеофильмов и т. д.

При этом все соединения между компьютерами происходят практически мгновенно, и только плохое качество каналов связи или недостаточная мощность компьютера могут задержать прохождение ответа до нескольких секунд.

И, конечно, главное предназначение Интернета — осуществлять связь между людьми, а не между их компьютерами. Пользователи сети могут обмениваться письменными сообщениями, компьютерными программами, рисунками, фотографиями. Появилась даже возможность двустороннего аудиоконтакта: специальная программа позволяет преобразовывать звуковые сигналы для их передачи и последующего обратного преобразования в звук на компьютере собеседника. Если субъекты находятся в разных городах или странах, то оплачивается не междугородный или международный телефонный разговор, а только аренда канала связи у местных поставщиков (то есть вместо нескольких долларов США в минуту всего около 1 доллара в час.).

Программные средства для Интернета развиваются и устаревают настолько быстро, что трудно даже представить, какие возможности появятся у его пользователей всего через несколько лет. Но можно уверенно предсказать, что Интернет не только станет мощным фактором, стимулирующим индустрию связанных с ним услуг, но и войдет в повседневную практику любой организации и в жизнь семьи. Причем это наверняка произойдет и в тех странах, где современный уровень развития средств связи недостаточен для устойчивой работы компьютерных сетей, а уровень доходов средней семьи пока не позволяет ей планировать покупку персонального компьютера.

§ 4. Интернет как субъект права

Интернет пока еще мало исследован с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с его существованием и практическим применением. И, прежде всего, предстоит решить два вопроса принципиального характера.

Первый — о юридической природе самого Интернета. Что это — субъект права, вступающий в различные отношения со своими клиентами, или объект правоотношений, природу которых еще только предстоит уточнить?

Второй вопрос — о праве, применимом к этим правоотношениям. Если оно существует, то какая нормативная база его составляет, к какой системе и отрасли эти правовые нормы можно отнести? Если его до сих пор нет, то на чем же основывалось развитие Интернета до настоящего времени и что стоило бы предпринять в этом отношении в будущем?

Кроме того, можно выделить множество частных проблем. Они либо уже возникали в процессе использования Интернета, либо в ближайшее время неизбежно заявят о себе. В конечном итоге вопросы, связанные с функционированием Интернета, затрагивают огромные материальные, информационные, людские ресурсы и соответствующие объемы денежных средств. Все это не может остаться без внимания публичной власти, а значит, и без нормативного регулирования в этой сфере.

Интернет: субъект или объект права? Уже отмечалось выше, что Интернет не является чем-то единым. Ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца данной компьютерной сети.

Не является владельцем Интернета и федеральное Правительство США, практически прекратившее субсидирование даже отдельных сетей на территории государства. Не имеет уже отношения к Интернету и Министерство обороны США, владеющее собственной засекреченной компьютерной сетью.

Для обычного клиента представителем того, что он называет Интернет, выступает поставщик, предоставляющий ему канал связи с соответствующим программным обеспечением. Юридическую природу отношений возникающих между клиентом и поставщиком, можно определить по их объектам. Первый объект — канал связи, предоставленный клиенту только в пользование. Отношения сторон по поводу этого объекта подпадают под действие норм гл. 34 ГР РФ (аренда). В соответствии со ст. 606 ГК "по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование”. Однако особенностью договора на использование канала связи является его реальный характер, т. к. права и обязанности сторон возникают не после согласования условий договора — этого этапа здесь нет, а с момента подключения к каналу и внесения абонентской платы.

Второй объект — программное обеспечение — вид литературного произведения (ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах) и отношения, возникающие по поводу его использования. Таким образом, возникает смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

В тех случаях, когда клиент совершает возмездную сделку во время сеанса связи в Интернете (например, подписывается на заинтересовавший его журнал в электронной версии), он знает, что его контрагентом выступает не поставщик, а организация, предоставляющая указанную услугу (издательская фирма или редакция), поскольку по сути такая сделка соответствует процессу обычной, "некомпьютерной" подписки на печатные издания.

Для фирмы-производителя сетевых услуг представителем Интернета являются специализированные компании. Такая специализированная компания (владелец сервера) часто одновременно является и поставщиком, но так бывает не всегда, и в этом случае владелец сервера входит в Интернет на общих основаниях.

Для поставщика представителем Интернета выступают более крупные сети, предоставляющие ему возможность соединения с ними. У каждой из таких сетей есть собственный владелец, но, конечно, по отдельности ни один из них все сети, объединяемые Интернетом, ни технически, ни юридически контролировать не может.

Представители наиболее крупных сетей Интернета объединены в несколько организаций так называемого сообщества Интернет. Однако эти организации не являются органами управления сетью. Они занимаются в первую очередь согласованием технических стандартов (обмена данными, соединения сетей и т. д.), а также регистрацией так называемых узловых компьютеров (соединенных между собой точками встречи) и доменных адресов или имен (идентификационных названий таких компьютеров). Само по себе это очень важно для технического функционирования сети, но недостаточно для управления организацией.

Все вышесказанное подтверждает, что у Интернета невозможно выделить признаки, обычно характеризующие юридическое лицо. Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не создан как международная организация. Интернет не имеет собственного обособленного имущества, так как используемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам. Каналы связи — телекоммуникационным компаниям; компьютеры, производящие подключение к сети — поставщикам; компьютеры клиентов — самим клиентам; техническое и программное обеспечение работы магистральных сетей — владельцам таких сетей; распространяемая на коммерческих условиях информация — ее производителям и прочим владельцам. Не способен Интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим при работе в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект. Скажем, при подключении клиента к сети его контрагентом выступает поставщик, при покупке через сеть какого-либо товара (например, информации о рынке недвижимости, либо самой недвижимости) соответствующая организация-продавец, а при производстве платежа по сделке через сеть — специализированная финансовая фирма (например, так называемый виртуальный банк).

Легко заметить, что во всех возникающих правоотношениях и взаимодействующие субъекты, и характер их отношений совершенно различны. Иначе говоря, Интернет однозначно не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом вообще.

Является ли Интернет каким-либо субъектом права "нового типа", для которого хотя и неприменимы традиционные признаки юридического лица, (например, организационное единство), но можно сконструировать нечто, способное свидетельствовать о его "субъектности"?<........>

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24