Центральный Дом Знаний - Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры

Скачать работу "Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры"

Проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры

Введение

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации. Реализация указанного положения невозможна без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать эти права и свободы. Соблюдение прав и свобод означает, в тоже время, следование принципам права, признания его верховенства. Поэтому для обеспечения государственной защиты прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусмотрена система гарантий, многообразие способов и форм, осуществляющих эту обязанность, в том числе и при осуществлении правосудия.

Одним из способов обеспечения законности в государстве является деятельность органов прокуратуры, которые, выступая «оком государевым», участвуют при осуществлении правосудия, в том числе в уголовном процессе. Прокуратура Российской Федерации определила участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами как одно «из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры, прокурор в уголовном процессе является гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства». В настоящей дипломной работе показано особое положение прокурора как участника уголовного процесса, его участие в судебном разбирательстве при рассмотрении уголовных дел как представителя государства в предварительном слушании дела, в судебном следствии, в судебных прениях, а также особенности участия прокурора при производстве по применению принудительных мер медицинского характера, в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних, участие в апелляционном, кассационном и надзорном производствах.

В работе не ставилась задача исчерпывающего рассмотрения всех вопросов, возникающих в многогранной деятельности государственного обвинителя, но затронуты наиболее важные проблемы в деятельности суда и органов прокуратуры при осуществлении правосудия, такие как проблема обязательного участия государственного обвинителя при рассмотрении всех уголовных дел, подготовленность государственного обвинителя к рассмотрению уголовного дела в суде, проблема отказа прокурора от обвинения в судебном заседании, проблема, пассивного поведения государственного обвинителя в судебном следствии.

При подготовке и написании дипломной работы мною были изучены и использованы официально-документальные издания, работы авторов:А.С. Александрова и Н.Н. Ковтуна, Н.С. Алексеева и З.В. Макарова, Х. Аликперова, Ф. Багатдинова, С. Бурмагина, В.И. Баскова и Б.В. Корабейникова, Ю.Е. Винокурова, В. Воскресенского, В.В. Гаврилова, М.Ф. Громницкого, В.С. Зеленецкого, В. Кобзаря, А.Ф. Козлова, А.Ф. Кони, П.И. Кокурина, М.Королева, П.И. Кудрявцева, П.А. Лупинской, Е.А. Матвиенко, Т.В. Моисеевой, И.Д. Перлова, А.И. Петрухина, А.Л. Ривлина, В.М. Савицкого, П. Сергиевича, В. Сверчкова, М.С. Строговича, С. Щерба и С. Гусевой, Ю. Щербакова, Н.А. Юркевича, было изучено 50 уголовных дел, рассмотренных в Калининском районном суде г. Новосибирска.


I Роль и назначение прокурора в отправлении правосудия по уголовным делам

1.1.Прокурор в системе участников уголовного судопроизводства

Прокурором в уголовно-процессуальном отношении, согласно пункта 31 статьи 5 УПК РФ, является прокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах

компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора Понятие «прокурор» – собирательное, обобщающее. В узком смысле под ним понимаются руководители прокуратуры: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком смысле под этим понятием подразумеваются не только указанные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров - руководителей прокуратуры, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры–криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Рассматривая прокурора как участника уголовного процесса, следует отметить, что среди авторов имеются различные мнения по поводу классификации субъектов уголовного процесса и по вопросу о том к какой из групп субъектов относить прокурора.

Лупинская П.А. отмечает, что в одну группу входят органы государства и должностные лица – суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание, которые осуществляют производство по делу, занимают в нем ведущее положение и отвечают за его правильный ход и исход. Только они применяют нормы права, меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц, выносят решения о начале производства по делу, его направления и разрешении дела по существу. Каждый из них действует в пределах своих полномочий, решает в процессе свои специальные задачи и использует для этого особые процессуальные средства.

В другую группу участников уголовного процесса автор относит – подозреваемого, обвиняемого, их защитника, потерпевшего, гражданских истца и ответчика и их представителей, отстаивающих в деле свои права и интересы, либо права и интересы подзащитных и представляемых.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации использует термин стороны уголовного судопроизводства.

Участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения глава 6 УПК РФ называет: прокурора, следователя, начальника следственного отдела, орган дознания, дознавателя, потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, представителей потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Участником уголовного судопроизводства со стороны защиты в соответствии с главой 7 УПК РФ являются: подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

К иным участникам уголовного судопроизводства глава 8 УПК РФ относит: свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого.

Зеленецкий В.С. разделяет субъектов уголовного процесса в зависимости от занимаемой ими позиции. В своей работе: «Понятие позиции прокурора в советском уголовном процессе» автор выделяет 3 группы субъектов: лица, ведущие процесс, участники процесса, осуществляющие деятельность с целью защиты своих прав и законных интересов и участники процесса, осуществляющие деятельность с целью защиты прав и законных интересов представляемых ими лиц.

Согласно данного деления, Зеленецкий В.С. относит прокурора ко второй группе, выделенных им субъектов уголовного судопроизводства.

В целом субъектами уголовного процесса являются органы государства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в процессе, как носители определенных прав и обязанностей

Полагаю наиболее удобной как в практическом, так и теоретическом плане классификацию субъектов уголовного процесса, установленную новым уголовно-процессуальным кодексом, так как считаю, ее более простой и понятной широкому кругу лиц.

Несмотря на различные классификации субъектов уголовного судопроизводства с противоположными интересами, в процессуальной литературе объединяют под общим наименованием «участники судебного разбирательства». Это делается для того, чтобы подчеркнуть равенство их процессуальных прав в суде, их положение как равноправных перед судом сторон. В то же время, нужно заметить, что правовое положение прокурора в уголовном процессе двойственное В досудебных стадиях (при возбуждении уголовных дел, производстве дознания и предварительного следствия) он относится к главным должностным лицам. Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, прокурор практически руководит ими: дает обязательные для исполнения указания по раскрытию преступлений, участвует в расследовании, санкционирует или дает согласие на проведение отдельных процессуальных действий, и, более того, - сам проводит следствие. Правовое же положение прокурора в судебных стадиях иное. Он выступает только как участник уголовного судопроизводства, ибо по отношению к суду никакой властью не располагает.

Согласно Закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом и другими Федеральными законами, международными договорами Российской Федерации (статья 3) На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Суть требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуального кодекса РФ и приказов Генерального прокурора РФ, обращенных к прокурорам, участвующим в суде в качестве государственных обвинителей, заключается в следующем:

- исходить из того, что участие в судебном рассморении дела является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, важнейшей служебной обязанностью прокуроров;

- строго руководствоваться Конституцией РФ и федеральными законами;

быть гарантом соблюдения конституционных и процессуальных прав граждан, вовлеченных в судопроизводство по уголовному делу;

обеспечить объективность при осуществлении функции государственного обвинения, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности и, таким образом, содействовать принятию законного, обоснованного и справедливого судебного решения по уголовному делу;

реагировать на выявленные в суде грубые ошибки и нарушения законности, допущенные органами предварительного следствия и дознания.

Поэтому, независимо от того в какую группу субъектов уголовного процесса входит прокурор, он обязан соблюдать правовые предписания, установленные в Российской Федерации.


1.2. Соотношение публичного и частного интереса в деятельности прокурора при отправлении правосудия по уголовным делам

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в трех формах: частном, частно-публичном и публичном. Дела частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Особенность дел частно-публичного обвинения заключается в том, что указанные дела возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Законодатель устанавливает определенные границы и пределы действий частных лиц в уголовном процессе, определяет условия и обстоятельства, при наличии которых частные лица могут по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами. В основе частного начала лежит частный интерес, к удовлетворению которого стремятся заинтересованные участники уголовного процесса, используя при этом предусмотренные законом публичные средства защиты.

В уголовном процессе реформировалось производство по делам частного обвинения, значительно сужены полномочия прокурора в сфере частного обвинения, соответственно сужается сфера действия публичного начала

Потерпевший поддерживает обвинение по делам частного обвинения, т.е. только по тем уголовным делам, которые возбуждены по его заявлению и по которым потерпевший не примирился с лицом, совершившим общественно опасные действия, относящиеся к делам частного обвинения. По делам частно - публичного и публичного обвинения его может поддерживать только прокурор. Поддержание обвинения потерпевшим по таким делам законодательно не закреплено. Согласно ч. 4 ст. 37 и ч. 4 ст. 246 УПК прокурор поддерживает в суде государственное обвинение. Это означает, что обвинение подсудимого исходит, по общему правилу, не от прокурора, он лишь "поддерживает" обвинение, идущее от органа предварительного следствия (как отмечалось, прокурор может поддерживать в суде от имени государства не только государственное, но также частное обвинение, идущее от потерпевшего, и, кроме того, предъявленный гражданским истцом по уголовному делу гражданский иск - ч. 6 ст. 246 УПК).

Уголовное дело публичного обвинения имеет общественное значение, ведется, как правило, о преступлении, посягающем на интересы всего общества, а не только на права и законные интересы потерпевшего. В силу такого характера, а также тяжести данных преступлений уголовное преследование лиц, их совершивших, не есть дело самих потерпевших, других частных лиц, а является обязанностью государственных органов, осуществляется в публичном порядке (ч. 1 ст. 20 УПК).

Публичность - это правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах.

Конституционное положение об осуществление уголовного судопроизводства на началах состязательности и равноправия сторон предполагает, что формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечивается государственным обвинителем, а также потерпевшими.

Вместе с тем, прокурор, а также следователь или дознаватель вправе возбудить любое уголовное дело частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этом случае обвинение приобретает публично-правовой характер.

Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства дознания или предварительного следствия, а после окончания расследования рассматривается судом в общем порядке.

Закон четко определил условия и основания, при которых возможно вмешательство прокурора в дела частного обвинения. Возникает вопрос: какие обстоятельства необходимы для вывода о том, что потерпевший не в состоянии защищать свои права и законные интересы? К таким обстоятельствам можно отнести следующие: потерпевший является пожилым, престарелым; больным (инвалид, психически больной либо страдает другим тяжким заболеванием); боится обвиняемого (в силу угроз, материальной или иной зависимости); является несовершеннолетним или малолетним и др.

Однако не всегда при решении вопроса о возбуждении уголовного дела прокурор или следователь, орган дознания могут располагать сведениями об обстоятельствах, касающихся личности потерпевшего, которые требуют вмешательства прокурора. Зачастую такие сведения и обстоятельства выясняются уже в ходе расследования.

Кроме того, уголовное дело нередко возбуждается по другой статье Уголовного кодекса (хулиганство, причинение тяжкого вреда здоровью либо вреда средней тяжести, истязание и т.д.), а в ходе расследования происходит переквалификация действий обвиняемого на статью частного обвинения с выводом о необходимости защиты прокурором интересов потерпевшего.

При судопроизводстве по уголовным делам, которые возбуждались в публичном порядке вследствие неправильной квалификации действий виновного, особенности, свойственные делам частного обвинения, применяются в зависимости от того, в какой стадии осуществлена переквалификация действий на преступление, преследуемое в порядке частного обвинения. В этих случаях не все особенности судопроизводства, свойственные таким делам, могут иметь место при рассмотрении дел в суде.

По делам частного обвинения преступлением затронут лишь интерес потерпевшего, а не государства или общества, а значит, потерпевшему решать – подавать жалобу, продолжать обвинение или заявить о соглашении с обвиняемым. Возбуждение уголовного дела, продолжение процесса против воли потерпевшего означало бы подмену его интересами государства, превращение уголовного процесса в репрессии, чуждые интересам личности и цели защиты прав человека. Однако для нашего законодательства допускается возбуждение уголовного дела прокурором вопреки интересам потерпевшего.

Желательно, чтобы прокурор получал согласие потерпевшего на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения. Иначе защита прав потерпевшего прокурором перерастает в свою противоположность – игнорирование законных интересов психически здорового, дееспособного потерпевшего, хотя бы и находящегося в беспомощном состоянии.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью и указала, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). Поэтому главной задачей уголовно-процессуального закона названа защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и обвиняемых в совершении преступлений. В иерархии ценностей в нашем государстве на первое место поставлена личность.

Данное положение Конституции позволяет сделать вывод о том, что помимо обязанности государственных органов, ведущих процесс, активно и по собственной инициативе вести борьбу с преступностью, публичность включает в себя и требование активной защиты и обеспечения прав и свобод личности в уголовном процессе.

Поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, то должны применяться и нормы, охраняющие частные интересы граждан от вмешательства государственных органов. Последние не должны вмешиваться в частную жизнь граждан, если преступлением не затрагивается публичный интерес. Дела частно-публичного обвинения возбуждаются лишь при наличии жалобы потерпевших, а после возбуждения уголовного дела прокурором оно утрачивает признаки, свойственные делам частного обвинения и приобретает черты публичности.

По действующему законодательству прокурор, возбуждая дело, усматривает в нем публичный интерес. Однако при рассмотрении таких дел учитываются отдельные особенности, присущие делам частного обвинения. Суд вправе не согласиться с выводом прокурора о наличии публичного интереса, хотя дело возбуждалось в связи с тем, что потерпевший не мог сам осуществлять свои права в силу беспомощного состояния.

Уголовно-процессуальным законом установлена обязанность прокурора установить событие преступления, изобличить лиц, виновных в его совершении, по собственной инициативе принимать все предусмотренные законом меры для защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Задачей государственного обвинителя является отстаивание интересов государства путем принятия мер по привлечению к ответственности лиц, преступивших уголовный закон. Интересы, которые защищает государство, это всегда публичные, они исходят из целей охраны интересов граждан, общества и самого государства. Прокурор участвует не только в рассмотрении дел, связанных с нарушением чисто публичных интересов. Он обязан поддерживать обвинение и в тех случаях, когда затронуты частно-публичные интересы. Также прокурор имеет возможность поддержать обвинение от имени государства по так называемым делам частного обвинения. По общему правилу такие дела не требуют участия прокурора, однако в отдельных случаях могут приобретать публичное значение. Здесь отчетливо заявляет о себе необходимость охраны прав граждан. Прокурор по таким делам вправе поддерживать обвинение в суде.


II Участие прокурора в подготовке судебного разбирательства и рассмотрении уголовного дела судом

2.1. Участие прокурора в предварительном слушании уголовного дела

По завершении предварительного следствия (дознания) составляется обвинительное заключение (обвинительный акт) в нем подводятся итоги предварительного расследования, обосновываются доказательствами выводы следователя (дознавателя) о виновности обвиняемого и юридической квалификации его действий. Обвинительное заключение (обвинительный акт) устанавливает пределы предстоящего судебного разбирательства, которое производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению, которое было им предъявлено.

Утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт) по делу, и направив дело в суд, прокурор, продолжая уголовное преследование, выступает в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

Прокурор обязан вручить копии обвинительного заключения (обвинительного акта) обвиняемому, защитнику и потерпевшему, при этом им разъясняется право ходатайствовать о проведении предварительного слушания.

Конструкция стадии подготовки к судебному заседанию существенно изменена по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Полномочия судьи по разрешению возникающих на данной стадии вопросов без проведения судебного заседания значительно сокращены. Вне процессуальной формы осуществления правосудия судья вправе принять решение о направлении дела по подсудности, о назначении судебного заседания и о назначении предварительного слушания.

Этап деятельности судьи по изучению, подготовке и назначению уголовного дела к слушанию - процессуальная стадия. Она занимает место между окончанием предварительного расследования и началом судебного разбирательства. Отсюда следует, что у данной стадии две основные функции: с одной стороны, в ходе ее осуществляется контроль за стадией предварительного расследования, а с другой - определяются и реализуются организационные мероприятия в отношении предстоящего судебного разбирательства.

Контрольная функция стадии назначения судебного заседания сводится к тому, чтобы на основании конкретных характеристик дела определить наличие (или отсутствие) возможностей его рассмотрения в судебном заседании.

Предварительное слушание назначается судьей по собственной инициативе либо по ходатайству стороны. Следует иметь в виду, что по инициативе суда предварительное слушание может проводиться только в случае, если суд усматривает в материалах поступившего дела основания для приостановления или прекращения уголовного дела либо для его возвращения прокурору. В иных случаях для проведения предварительного слушания необходима инициатива (ходатайство) стороны.

Из 50 изученных мною уголовных дел только по 3 уголовным делам проводилось предварительное слушание. Инициатором проведения предварительного слушания выступала сторона защиты. Оснований для заявления ходатайства прокурором о проведении предварительного слушания отсутствовали.

В отличие от общего порядка подготовки к судебному заседанию, когда судья принимает соответствующие решения на основании письменных материалов без участия сторон, предварительное слушание проводится в судебном заседании (закрытом) – т.е. представляет собой процессуальную форму осуществления правосудия.

Стадия - предварительное слушание, как и само судебное разбирательство, основывается на принципе состязательности и обеспечения равенства прав сторон.

Предварительное слушание проводится с обязательным участием государственного обвинителя. Обязательное участие прокурора на предварительном слушании необходимо потому, что здесь, кроме решения о назначении судебного заседания, судья может вынести постановление о возвращении дела прокурору, о приостановлении или прекращении дела.

В соответствии с ч.1 ст.235 УПК РФ стороны вправе заявить ходатайство об исключении из перечня доказательств, представляемых в судебном разбирательстве, любого доказательства.<........>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24