Центральный Дом Знаний - Углубленное ознакомление с расследованием преступления

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Углубленное ознакомление с расследованием преступления

Скачать работу "Углубленное ознакомление с расследованием преступления"

Углубленное ознакомление с расследованием преступления

Введение

В настоящее время правоохранительная функция государства приобретает особую значимость. Непрерывный и значительный рост преступности, наблюдающийся на фоне радикальных изменений политических и социально-экономических условий жизни общества, обуславливает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности по всем направлениям, основными из которых являются: правосудие, прокурорский надзор, охрана общественного порядка, расследование преступлений.

Каждое из указанных направлений правоохранительной деятельности реализуется специально уполномоченными субъектами, структура и компетенция которых претерпевают значительные изменения.

В условиях осложнения криминогенной обстановки требует новых подходов организация такого направления правоохранительной деятельности, как расследование преступлений. Именно на предварительное расследование возложены задачи быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и реабилитация невиновных, укрепление законности и правопорядка, предупреждения преступлений, охраны интересов общества в целом и каждой личности в отдельности.

Предварительное расследование как вид правоохранительной деятельности реализуется органами дознания и предварительного следствия, компетенция которых различается в зависимости от формы расследования.

Целью дипломной работы является более углубленное ознакомление с расследованием преступлением как одним из направлений правоохранительной деятельности, уяснение вопросов, касающихся форм расследования, их зависимости от категорий преступлений, а также задач, компетенций и структуры органов дознания и предварительного следствия. В работе будет освещена проблема взаимодействия органов расследования.

При подготовке работы автор использовал не только позитивный материал, точки зрения ученых на то или иное понятие, но и правовые нормативные акты, практику Верховного Суда Российской Федерации по освещенным вопросам.


1 Исторический очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на месте происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем.

Явная неудовлетворенность состояния следствия была очевидной. Медленность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда. Назначение на нее и увольнение осуществлялись Министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависимы от губернаторов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю.

Таким образом, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г. в определенной степени конкретизируется деятельность как следователей, так и органов дознания, основным из которых являлась полиция. Вместе с тем, следует учитывать, что в это время все же отсутствовала стройная система органов дознания, что отрицательно сказывается на расследовании преступлений и проступков.

Принятие устава уголовного судопроизводства не приостановила поиска средств и мер по совершенствованию деятельности органов расследования. В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875 г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам. Помимо своей непосредственной работы по рассмотрению уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, не отмечается несмотря на недостаточное правовое регулирование их деятельности, разработанный проект нормативного акта «О преобразовании полиции в Империи» (1913 г.) так и не был принят. Никаких изменений в структуру и деятельность следственного аппарата и органов дознания не принесла и февральская революция 1917 г.

Декретом о суде №1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры были упразднены, производство предварительного следствия возлагалось на местных судей единолично. Однако они не справились с большим количеством уголовных дел, а потому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета. Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизм, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В это время наблюдается активный поиск новых форм организации и деятельности следственных органов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев – на народного судью.

20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности Народных следователей, избираемых губернскими исполнителями Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР. С принятием этого Положения получила нормативную базу организация взаимодействия следователей с органами дознания. При проведении предварительного следствия им (следователям) было обеспечено содействие милиции, в том числе уголовного розыска. Осуществлять свою деятельность сотрудники милиции должны были по указанию и под руководством следователя, требования которого при производстве следственных дел признавались общеобязательными.

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Этот кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов, и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что «органами, производящими предварительное рассмотрение преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик», вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы не затрагивали.

Таким образом, в середине 20-х гг. была сформирована правовая основа предварительного следствия, определились организационные формы деятельности следственного аппарата, выделялись специальные следственные аппараты по делам о контрреволюционных и воинских (военные следователи) преступлениях.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган – государственную прокуратуру – и приняла первое Положение в прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями на прокуратуру были возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала впоследствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов.

В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которым следователи и подчинения судам передавались в ведение прокуроров. Однако это переподчинение было номинальным, поскольку подконтрольность следователей Наркомюсту и местным советам сохранялось, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг. наблюдается существенное расширение подследственности и полномочий органов дознания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе общеуголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был образован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом дознания.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми и принятыми затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат МВД был упразднен (в системе МВД в это время функционировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общественных преступлениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому в апреле 1963 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия.

В МООП (МВД) был создан следственный аппарат, к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В это же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела – в 1965 г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД) и т. д.

Определенные изменения в структуре органов расследования произошли в 90-е гг. В частности, в 1993 г. функции органов дознания получили учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 1995 г. следственный аппарат был создан в Федеральной службе Налоговой полиции и воссоздан в Федеральной службе безопасности. Таким образом, в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах.


2. Формы предварительного расследования


2.1. Понятие, значение, принципы предварительного расследования

В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы невозможно без производства предварительного расследования. Для того чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, необходимо предварительно всеми установленными законом средствами собрать доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его неуклонение от следствия и суда и т. п. Все эти действия составляют содержание второй стадии уголовного процесса - предварительного расследования, которая является обязательной в установленных законом случаях, закон не требует предварительного расследования по делам о преступлениях, разрешаемых в порядке частного обвинения (ст. 27 ч. 1 УПК), а также предусмотренных ст. 414 УПК.

Предварительное расследование представляет собой осуществленную под надзором прокурора деятельность дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

  • осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

  • всесторонне, полное и объективное исследование обстоятельств дела, равенство граждан перед законом и судом;

  • обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

  • презумпция невиновности, гласность, неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

  • публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Быстрое, полное и объективное расследование преступления обеспечивает не только правильное применение уголовного законна, но и предотвращает возможность привлечения в качестве обвиняемого лица, не совершившего преступление.

Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие. Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившим, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде. Признать обвиняемого виновным в совершении преступления правомочен только суд. При этом суд основывает приговор лишь на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании (ч. 2 ст. 301 УПК). Однако очевидно, что предварительное расследование, проведенное в строгом соответствии с законом, служит фактором, обеспечивающим всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в судебном заседании, постановление законного и обоснованного приговора.

Подобная характеристика предварительного расследования не дает основания рассматривать его как стадию, производство в которой осуществляется только для суда. В стадии предварительного расследованиядело может получить и окончательное разрешение путем прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст. 208 УПК. При этом надо иметь в виду, что прекращение дела производством не означает в каждом случае, что имело место незаконное возбуждение уголовного дела или привлечение лица в качестве обвиняемого. Объективность следствия и обеспечение прав обвиняемого могут выявить неосновательность подозрения в совершении преступления. Прекращение дела может иметь дело и по обстоятельствам, исключающим или освобождающим лицо от уголовной ответственности.

Гарантиями законности проведенного расследования служит прокурорский надзор (ст. 25, гл. 18, 19 УПК) и судебный контроль за решениями, принимаемыми органами дознания и следователем в установленных законом случаях (ст. 22, 23, 25, 46 Конституции РФ, ч. 5, 209, 2201, 2202 УПК).

В уголовно-процессуальной литературе достаточно подробно разработан вопрос о принципах предварительного расследования, то есть о руководящих положениях, определяющих специфические условия, характер и формы предварительного расследования в уголовном процессе. Правда, единой точки зрения по данному вопросу не существует. Более того, отдельные ученые наличие особых принципов предварительного расследования вообще отрицают. Например, М.А. Чельцов считает, что стадия предварительного расследования регулируется общими процессуальными принципами, положенными в основу уголовно-процессуального права. Законодатель, указывает он, не случайно употребил применительно к предварительному расследованию термин «общие условия», а не принципы, подчеркнув тем самым единство системы принципов уголовного процесса.

Исходя из содержания главы десятой УПК, Чельцов называет двенадцать общих условий, которые должны соблюдаться при производстве предварительного расследования. Условия эти следующие:

  • весь ход предварительного расследования подчинен прокурорскому надзору;

  • при производстве предварительного расследования следователь, орган дознания обязаны исходить из общего процессуального принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела;

  • быстрота расследования;

  • привлечение общественности к участию в раскрытии преступлений;

  • тайна следствия (недопустимость разглашения данных предварительного следствия);

  • обязательное документирование каждого следственного действия;

  • возможность производства расследования группой следователей;

  • участие в процессе предварительного расследования потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

  • индивидуализация предварительного расследования;

  • обязательное участие понятых в производства ряда следственных действий;

  • возможность привлечения следователем к участию в расследовании органов дознания;

  • право следователя на дачу отдельных поручений о производстве определенных следственных или розыскных действий органами следствия или дознания.

Все перечисленные общие условия вытекают из содержания закона, и их число постоянно растет. Уже после введения в 1960 г. действующего ныне УПК глава десятая была дополнена нормами, предусматривающими новые условия, а именно:

А) осуществление контроля за деятельностью следователя со стороны начальника следственного отдела (ст. 1271 УПК);

Б) возможность привлечения специалиста к участию в производстве следственных действий (ст. 1331 УПК);

В) возможность применения при расследовании технических средств и звукозаписи (ст. ст. 141 и 1411 УПК) и др.

Общие условия предварительного расследования, содержащиеся в уголовно-процессуальном законе, не однородны по своему характеру. Одни из них являются не чем иным, как принципами предварительного расследования, ибо определяют его характер и задачи и составляют, по замечанию М.С. Строговича, специфическое выражение общих принципов уголовного процесса. Другие действительно определяют лишь условия производства предварительного расследования, например место его производства. Поэтому представляется, что нельзя отрицать наличие принципов, свойственных предварительному расследованию. Стадия предварительного расследования имеет свои, присущие именно ей принципы. Однако и среди тех, кто признает существование принципов предварительного расследования, нет единого мнения о том, какие из них являются принципами. Одни процессуалисты дают широкую их классификацию, близкую к той, какую М.А. Чельцов привел для общих условий, другие относят к принципам лишь те, которые выражают существо предварительного расследования в соответствии с общими и основными принципами уголовного процесса.

Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин в книге «Предварительное следствие» говорят о 10 принципах, которые одновременно называют и общими условиями:

  • принцип законности;

  • широкое участие в предварительном расследовании общественности и потерпевшего от преступления;

  • полнота, всесторонность и объективность расследования;

  • публичность ведения расследования по делу;

  • планирования ведения расследования по делу;

  • быстрота предварительного расследования;

  • единоначалие в ведении расследования;

  • индивидуализация предварительного расследования;

  • недопустимость разглашения данных предварительного следствия;

  • обеспечение обвиняемому права на защиту и участие в предварительном расследовании защитника.

Классификация принципов предварительного расследования, разработанная Н.В. Жогиным и Ф.Н. Фаткуллиным, содержит в основном те же положения, какие приводит М.А Чельцов, но в отличие от последнего авторы данной классификации признают за ними значение не только общих условий, но и принципов предварительного расследования. Известное основание к этому имеется, ибо как общие условия, так и принципы расследования проистекают из общих принципов уголовного процесса, призваны служить осуществлению последних в стадии предварительного расследования. Тем не менее едва ли можно ставить между ними знак равенства. Этого нельзя делать хотя бы потому, что общие условия как количественно, так и качественно могут меняться, в то время как принципы неизменны. О динамичности общих условий можно судить по тем изменениям в них, какие произошли со времени принятия первого УПК. В первом УПК РСФСР, принятом в 1922 г., содержалось 16 статей, определяющих общие условия предварительного расследования, в УПК РСФСР 1960 г. – уже 18 статей, в настоящее время содержится 21 статья.

Сторонником самостоятельности принципов предварительного расследования является видный процессуалист М.С. Строгович, который относит к ним те общие положения, какие определяют направление расследования.<.......>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24